Электронная онлайн библиотека

 
 Украинская устное народное творчество

Группы общественно-бытовой лирики 20 ст.


Новая советская действительность создала еще одну группу общественно-бытовой лирики - колхозные песни. Насаждаемая советская идеология отразилось в фольклоре в темах прославления коллективизации, электрификации села, оспівання труда на благо советской родины. В этих песнях ведущие мотивы трудовых будней:

В колхозах и совхозах, в лесосеке и шахте - Везде наши славные люди на трудовой вахте...;

соцсоревнование: Мы в работе на гербов будем равняться, За высокие урожаи будем соревноваться;

пятилеток: Собирались лесорубы в глубокие заливы.

Выполнят пятилетку за четыре года.

Даже в тему любви вплетаются реалии советской действительности:

Свила я веночек из колхозного проса, Меня ребята любят - я черноволосая. Как бы меня, мама, ребята не любили, Когда мое звено в газете хвалили.

Местами колхозная лексика настолько пронизывает эти песни, что они набирают пародийного звучания:

Люди говорят, говорят, Слышишь, чорнобрива, Берут меня ребята

Что я красивая девка, Ты истинно файна. Первой в танце,

Аяв нашем селе, гоя-гой! Будешь соответствовать, гоя-гой! Потому что я в колхозе, гоя-гой!

Лучшая бригадир! К моему комбайна! Первая на участке!

Но кроме отображения планомерно проводимой советской идеологией пропаганды, в украинском фольклоре есть ряд народных сатирических песен о колхозную действительность, какой ее видели крестьяне:

В колхозе хорошо жить - Один делает - семь лежит;

или о тогдашних бытовые условия:

Отцу Сталин, дай нам мила, Потому что уже вши имеют крылья.

Подобной колхозной является напевность стройотрядов о трудовые будни на советских новостройках (Днепрогэс, БАМ и др.). Такие тексты не укоренены в народной традиции, во многих случаях созданы искусственно на требование времени (точнее, господствующей идеологии). Поэтому они не получают распространение и вскоре совсем исчезают из жизни.

Среди современных явлений в устном творчестве можно заметить тенденцию возникновения студенческих песен (со всеми атрибутами студенческой жизни, вкраплениями студенческого жаргона). Достаточно четко очерченной есть и группа туристских песен, которые творятся в среде украинских бардов (которых можно условно считать модифицированным типом народных певцов), а потом ходят анонимно, как народные. Можно выделить и группу скаутских песен, в частности пластунських, которые имеют все признаки народных. Однако эти группы общественной лирики фольклористичною наукой в настоящее время не исследуются.

Итак, общественно-бытовая напевность, которая возникла в 15-16 вв., продолжила развитие жанра лирической песни на основе древнейшей календарной и семья-обрядовой творчества. Каждая из общественных групп творила песни, рожденные явлениями своей социальной среды, а потому этот жанровая разновидность народного творчества является художественным осмыслением истории, жизни и быта в разные эпохи различными слоями населения. Поскольку темы и проблемы, затронутые в них, не касались широкого круга, они не приобрели массового бытования, а потому и не распространены в такой степени, как семейно-бытовая лирика. Поэтика общественно-бытовых песен не отличается от поэтики других лирических песен.



Назад