Электронная онлайн библиотека

 
 Культурология

1.1. Культурология как научная дисциплина: ее философский смысл


В современной культуре доминирующими становятся процессы общей интеграции. В интеллектуальной деятельности это оказалось во взаимодействии до недавнего времени далеких друг от друга наук и возникновение на их пересечении новых: биохимии, генной инженерии, биофизики и т.д.
Культурология является также интегративной сферой знания, рожденным в широком многоаспектном диалоге на пересечении философии, истории, психологии, языкознания, этнографии, религиоведения, социологии культуры и искусствоведения. Базисом культурологического знания выступают отдельные науки о культуре, в пределах которых исследуются определенные феномены культуры. Таким образом, культурология принадлежит к социогуманитарных наук, хотя активно использует как методы естественных наук, так и специальные методы исследования в социальной сфере.
Специфика культурологии заключается именно в ее інтегративному характере, в ориентации на бытие и деятельность человека и общества как целостных феноменов.
Культурология является системой знаний о сущность, закономерности существования и развития, человеческое значение и способы познания культуры. Поэтому важной задачей теории культуры является познание сущности культуры и выявление законов и механизмов функционирования конкретных форм и сторон культуры.
Основные задачи культурологии:
1. анализ культуры как системы культурных феноменов;
2. выявление ментального содержания культуры;
3. исследование типологии культуры;
4. решение проблем социокультурной динамики;
5. изучение культурных кодов и коммуникаций.
Культура всегда интересовала философов, социологов, психологов, историков как феномен общественной жизни, что раскрывает особенности поведения, сознания и деятельности людей в конкретных формах жизни (культура труда, культура быта, художественная культура, политическая культура), а также как способ жизнедеятельности человека, коллектива и общества в целом. Без мира культуры трудно себе представить мир личности. К культуре в целом относится широкий диапазон человеческих чувств и мыслей от поиска смысла жизни до эстетики.
Уже в древних мифах есть попытка ответить на вопрос о начале культурной истории человечества. В легендах и мифах каждого народа есть легендарные герои, которые учат людей овладению культурными достижениями. Например, Прометей научил людей пользоваться огнем. Гермес - изготавливать орудия, обрабатывать металлы. Характерно, что судьба культурного мифологического героя почти всегда складывалась трагически. Прометей нарушил волю богов и выдал их секреты людям, за что Зевс приковал его к скале и обрек на страшные муки.
Эволюция природы и человека, как особого вида в природе, является исходным моментом культурной истории человечества. Тот или иной достигнутый уровень культуры человечества определяет каждый раз заново «окультуривания» каждого родившегося человека, в результате чего в конечном итоге происходит окультуривание человеческой природы.
Элементы человеческой природы представляют собой единство природного и социального, или природного и окультуренного. Например, физическое тело человека представляет собой не только природное образование, а еще и следствие многовековой трудовой, то есть культурной деятельности. Даже не смотря на то, что физическое тело человека со временем практически не изменилось, рука современного человека существенно отличается своими умениями от руки первобытного человека.
Потребовались века развития культуры, чтобы рука современного человека смогла научиться производить сложную технику, создавать високодосконалі произведения скульптуры, произведения живописи или музыки, наивысшие достижения которые воспроизводятся, по словам Энгельса «в картинах Рафаэля, статуях Торвальдсена, музыке Паганини».
Еще более это касается духовного мира человека, который формируется под влиянием культурной деятельности и в процессе осуществления культурных связей и отношений между людьми.
Проблема заключается в том, что каждый рожденный человек должен стать полноценным, потому что она должна не просто унаследовать природные задатки своих родителей, а и самостоятельно усвоить все богатство культурных ценностей.
Одним из существенных моментов культурной истории человечества есть потребности, которые в отличие от потребностей животных способны расти. Рост потребностей и было первым историческим актом, который определил противоречивую культурную историю человечества.
Изначально человек и человечество не имели других потребностей, кроме тех, которые начала в нас природа. Это, прежде всего, потребность в самосохранения рода «человек» и отдельного индивида. Но чтобы сохранить себя как вид в природе, человек свои гостиной потребности может удовлетворить лишь способами принципиально отличными от тех, с помощью которых хранят себя животные. Для человека в природе нужна особая еда, жилье, одежда. Поэтому первый культурно-исторический акт был направлен на производство средств, необходимых для удовлетворения этих потребностей, на производство собственно материального жизни, или второй природы.
Итак, акты человеческой деятельности в соответствии служили удовлетворению естественных потребностей человеческого общества, хотя в целом осуществлялись в форме культурного творчества отдельных индивидов, что реализовалась в постоянно осуществляемых актах общения людей друг с другом.
Культурное творчество людей, таким образом, проявляется сразу в качестве двойного отношения - природного и общественного.
Естественное отношение подсказано человеческой деятельности самой природой. Оно заключается в том, что человеку нужно решить вопрос, что ей делать, чтобы выжить в природе.
Общественная жизнь рождалось в процессе общения индивидуумов и всегда сводилось к тому, чтобы общими усилиями определить, как осуществить ту или иную деятельность. Ответить на этот вопрос индивид имел сам, потому что природа по поводу этого ничего не подсказала.
Таким образом, общественная потребность в труде и индивидуальная потребность в общении обусловили начало культурной истории человечества и органично сочетают человеческих индивидуумов в общественное целое Именно в этом заключается философский смысл культуры. Потребность в труде и общении - это потребность культурной истории человечества, связанной с появлением повседневной задачи, вызванного необходимостью и возможностью самому выбирать свой образ жизни, создавать самого себя и собственный мир культуры - государство, мораль, право, науку, искусство; создавать представление о добре и справедливость, совесть и честь, которые рождались только в процессе общения.



Назад