Электронная онлайн библиотека

 
 Культурология

1.2. Сущность культуры и основные культурологические парадигмы


Существует много определений культуры. Одни под культурой понимают ценности духовной жизни. Другие, сужая это понятие, относят к культуре только идеологию, которая должна обслуживать сферу производства. Некоторые культурологи считают, что сегодня существуют более 500 определений культуры. Это объясняется многогранностью феномена и широким употреблением термина «культура» в конкретных дисциплинах.
Термин «культура» в первоначальном его толковании не обозначал некоего особого предмета, состояния или содержания. Он был связан с представлениями о действии, усилия, направленные на действие нечего, и поэтому уживался с определенным дополнением, позначаючих всегда культуру чего: культуру духа, культуру ума. Позже культуру стали понимать как «человечность», что выделяет человека из природы, варварского состояния. Культура стала степени, что отличает римлянина от варвара, цивилизованную человека от дикаря, естественное от неестественного (искусственного).
Несмотря на разнообразие определений культуры, в них можно выделить синтезуюче ядро, что объединяет различные точки зрения. Таким ядром выступает слово «культура» (лат. cultura -- возделывание, выращивание, уход). Первоначальное это касалось земледельческого труда. В переносном смысле культура - это уход, улучшения, облагораживание телесно-душевно-духовных наклонностей и способностей человека; соответственно существует культура тела, души и духовная культура (в этом смысле Цицерон говорит уже о cultura animi) - культуру души.
Следовательно, культура - совокупность материальных и духовных ценностей, которые отображают активную творческую деятельность людей в освоении мира, в ходе исторического развития общества.
Специфика культуры как качественной характеристики духовно-практического освоения человеком мира (внешнего и собственного, внутреннего) отражается в том, что она (культура) показывает, в какой степени человек стал для себя и других человеком, как она чувствует и осознает себя таковым. Культура соответственно, в такой же степени, как и труд, делает человека человеком. Но если труд - это единственная социальная субстанция, что создает человека и развивает ее сущностные силы, то культура является единственной социальной мере, демонстрируя, в какой степени человек стал человеком. Иначе говоря, культура является качественная характеристика развития общества.
Американский философ Мемфорд считал, что культурная работа была для развития человека важнее чем физический труд. Важнее, чем возделывание земли, было создание тотемных столбов, молитвенного дощечек, ритуальных танцев и песен, исполнение обрядов, то есть осуществление чисто человеческих действий, которые формировали душу человека.
Анализ сущности культуры, ее места, роли в обществе позволяет выделить основные взаимосвязанные стороны, аспекты культуры:
1. культура - рожденное обществом, присущее обществу социальное явление, отражающее его качественную характеристику и обогащает духовную жизнь человека;
2. культура - процесс творческой деятельности человека, направленной на познание окружающего мира и самого человека в этом мире, на вот-получения объективной и достоверной информации о мире, где главную роль играет наука и искусство;
3. культура призвана помочь человеку не только познать мир и самого себя, но и определить свое место в мире, мировоззренческие уста-новки;
4. культура включает в себя сущность достигнутых человеком в процессе освоения мира материальных и духовных ценностей, а также соответствующих ценностных ориентаций человека в мире;
5. культура, создавая необходимые для ориентации человека в мире нормы поведения и оценки, обеспечивает регулирование социальных отношений людей;
6. культура выступает как мощный фактор формирования человеческих сущностных сил, формирования человека в человеке, превращение ее природных увлечений, потребностей, эмоций в настоящие человеческие. Именно в этом заключается ее гуманистическое содержание.
Культурология сравнительно молодая наука. Оформление ее как специфической сферы гуманитарного знания достигает Нового времени и связано с философскими концепциями истории Дж. Веко, И. Гердера и Г. Гегеля.
Большинство культурологов сходятся на том, что в развитии культурологии можно выделить несколько основных теоретических концепций и парадигм как более менее відрефлексованих теоретических и методических положений, на которые опираются культурологические исследования.
Основные теоретические концепции или парадигмы:
1. циклическая концепция (или концепция циклических круговоротов);
2. еволюціоністська;
3. антропологическая;
4. философская;
5. революционно-демократическая.
Основоположником концепции циклического развития культуры вва-отражается итальянский философ Дж. Веко (1668-1740). Каждый народ, по мнению ученого, проходит цикл в своем развитии, который включает три эпохи: детство, или бездержавний период, где ведущая роль принадлежит жрецам; юность, для которой характерно формирование государства и подчинение героям; зрелость человеческого рода, где отношения между людьми регулируются совестью и сознанием своего долга. Формой правления в этот период является монархия или демократическая республика. Достигнув высшей степени развития, люди снова падают на более низкий. Эпоху средневековья Веко, например, трактует как «второе варварство».
Концепция циклического развития получила дальнейшего развития в трудах М.Данилевського (1882-1885), О. Шпенглера (1880-1936), А. Тойнби (1889-1975) и других ученых.
Еволюціоністська теория культуры представлена в трудах аме-риканського ученого Л. Моргана (1818-1881) и английского историка Е. Тейлора (1832-1917) и других исследователей. Сущность этой концепции культуры заключается в том, что выдвигается и обосновывается принцип единства человеческого рода и родства потребностей различных народов в формировании культуры.
Анализируя культуре первобытного общества, Е. Тейлор сделал вывод, что развитие того или иного народа происходит прямолинейно, от простого к сложному. Л. Морган в развитии общества выделяет следующие основные стадии: дикость, варварство, цивилизацию. Ведущая идея эволюционизма - это прямолинейность культурного прогресса и обязательное требование для каждого народа пройти все необходимые стадии развития. Современный неоеволюціонізм в понимании культуры (Ю. Стюард, Дж. Мйорок). Религиозный эволюционизм П. Тейяра де Шардена; рефлексия как импульс возникновения и развития культуры. Меметика как направленность современной нееволюційної мысли.
Антропологическая или функциональная концепция культуры представлена в трудах выдающегося английского этнографа и социолога Б.К.Малиновського (1884-1942), французского этнолога и социолога К.леви - Строса (1908-1991), американского этнографа А.Кребера (1876-1960) и других. Суть этой концепции заключается в том, что возникновение и развитие культуры связывается с потребностями человечества. Б.К.Малиновський делит потребности, которые обусловили возникновение культуры, на первичные, производные и интегративные. Первичные потребности направлены на продолжение рода и обеспечения его жизнедеятельности, им соответствует развитие знаний, образования, жилищных условий. Производные потребности направлены на изготовление и совершенствование орудий труда, им соответствует развитие экономики и культуры хозяйствования. Интегративные потребности проявляются в необходимости сплочения и объединения людей, в потребности авторитета. Удовлетворению этих потребностей соответствует политическая организация общества. Различие между культурами обусловлена различными способами удовлетворения потребностей.
Учредителями революционно-демократической или марксистской концепции культуры были К.Маркс (1818-1883) и Ф.энгельс (1820-1895). Она основывается на принципе, что определяющим в происхождении и развитии культуры является материально - преобразующая общественная деятельность людей, которая направлена прежде всего на удовлетворение материальных потребностей, а также на формирование высококультурной человека как общественного субъекта деятельности.




Назад