Электронная онлайн библиотека

 
 Культурология

1.3. Основные функции культуры


Конечно, в реальной жизни общества выше названные аспекты дополняют друг друга, переплетаются. Анализ этих взаимосвязанных сторон культуры позволяет выяснить, в чем заключаются ее основные функции.
Основные функции культуры:
1. адаптационная
2. познавательная
3. аксіологічна (ценностная)
4. информационная
5. коммуникативная (диалог культур)
6. нормативная
7. гуманистическая
8. людинотворча (социализация личности)
9. воспитательная
10. мировоззренческая
Прежде всего, следует отметить адаптационную функцию культуры, которая дает возможность каждому индивидууму, который включается в процесс функционирования и развития приспосабливаться к существующим в обществе оценок и форм поведения.
Следующей по значимости является познавательная функция культуры, суть которой заключается в ознакомлении человека со знаниями, необходимыми для «владение силами природы И познания социальных явлений, для определения в соответствии с этим ценностного отношения к миру
Аксіологічна функция дает возможность выработать ценностные ориентации человека, корректировать нормы поведения и идентифицировать себя в обществе. Оценка произведений духовной и материальной культуры рассматривается в ней как артефакты в их информационно-семиотическом смысле.
Важную роль играет информационная функция культуры, которая дает человечеству и обществу соответствующую информацию. Культура является средством, которое производит информацию. Вместе с этим она также является устройством, которое запоминает эту информацию. Если сравнивать человеческое общество с компьютером, то роль культуры в обществе аналогична роли математического обеспечения в компьютере: она содержит в себе язык, память, программы действий.
Коммуникативная функция выполняет передачу культурных ценностей, их усвоение и обогащения невозможны без общения людей, а именно общение осуществляется с помощью языка, музыки, изображение и. д., которые входят в сокровищницу культурных ценностей.
В содержание нормативной функции культуры входит отработка и распространение соответствующих норм поведения, которые общество диктует человеку, в соответствии с которыми формируется образ жизни людей, их установки и ценностные ориентации, способы поведения.
Следует отметить гуманистическую функцию культуры. Именно ее имел в виду Г. Хотдеггер, рассматривая культуру как реализацию стратегических ценностей путем культивирования человеческого достоинства.
Основу человекотворческой функции культуры составляет выявления и культивирования сущностных сил человека, их социальное и духовное восхваления и благоустройству.
Особое место принадлежит воспитательной функции: культура не только адаптируется человека к определенному природной и социальной среды. Она еще и выступает универсальным фактором саморазвития человечества, человека. Каждого конкретного индивида или человеческую общность правомерно рассматривать как продукт собственного культурного творчества. Последняя заключается в безостановочном процессе развития и удовлетворении материальных и духовных потребностей, разнообразных человеческих способностей, производстве и осуществлении желаний, постановкой перед собой и достижении определенных жизненных целей, программ. Поэтому каждый новый этап в культурном прогрессе можно справедливо считать новым шагом в направлении расширения горизонтов человеческой свободы.
Мировоззренческая функция культуры проявляется в том, что она синтезирует в целостную и завершенную форму систему факторов духовного мира - познавательных, эмоционально-чувственных, оценочных, волевых. Мировоззрение обеспечивает органическое единство элементов сознания через восприятие и понимание мира не в координатах физического пространства и времени, а в социокультурном измерении. Следует отметить также, что мировоззренческое мышления и мировоззренческое представление в историческом плане черпают свое содержание в мифологии, религии, научном познании, то есть в таких формах общественного сознания, которые включают содержание культуры. Основным направлением культурного воздействия на человека является формирование мировоззрения, через который она включается в различные сферы социокультурной регуляции.



Назад