Электронная онлайн библиотека

 
 Культурология

2.3. Генезис и этапы культурной эволюции


Для того, чтобы лучше понять сущность культурной эволюции как процесса формирования поведения человека, обратимся к ее генезиса.
В животном мире есть также позагенетичний способ передачи опыта от одной особи к другой. Например, опыты с высшими обезьянами свидетельствуют о том, что их можно научить использовать орудия труда и даже пользоваться примитивным языком глухонемых. Обезьяна, которая знает язык глухонемых, может ее научить других особей. Это дало основание некоторым авторам говорить о существовании у животных элементарной культуры или пракультури. Животные имеют элементарное средство передачи опыта, однако здесь отсутствуют позагенетичні средства, закрепление этого опыта внутри вида или популяции. У человека с возникновением производственной деятельности появились и другие, кроме половых клеток, материальные структуры, в которых фиксировался и с которыми, вместе с тем, передался от поколения к поколению предыдущий опыт. Такими материальными структурами были изготовлены орудия. С началом фиксирования в средствах производственного опыта каждое новое поколение, вступая в жизнь, получило в свое распоряжение материализованный опыт предыдущих поколений, обогащало его и передавало далее. Возникновение нового средства фиксации и передачи опыта имело своим следствием появление особого материального процесса - эволюции орудий. В конечном счете развитие орудий труда приходил в противоречие с морфологическому строению организма человека и начинал требовать приведения его в соответствие с потребностями дальнейшего прогресса. И это противоречие долалась с помощью грегарно-индивидуального подбора. Термин "грегарний" предложил Ю.И. Семенов. Грегарний - от слова "грег" - стая. Прилагательное "стадный", по его мнению, не совсем благозвучный, а понятие "социальный", "общественный" на этом этапе становления человечества пока употреблять рано, поскольку общество еще только сформировалось.
О природный индивидуальный отбор не может идти речи, так как способность к производственной деятельности не давала никаких биологических преимуществ индивиду, и наличие их в объединении людей делала всех членов коллектива, вместе взятых, более способными к приспособлению. Специфика этого отбора была в том, что его направление определялось не особенностями среды, а особенностями процесса эволюции орудий. С тех пор, как возникла эволюция орудий труда, главное направление развития организма пошел по линии не прямого приспособления к среде, а приспособление его к производственной деятельности и тем самым к среды. В силу всего этого данный отбор можно характеризовать как производственный. Особенностями производства определялось то, что отбор был не индивидуальным, то есть и стая передлюдей лучше приспособилась к среды и выживала, которая имела более совершенные орудия труда. Производственный грегарно-индивидуальный отбор был особой формой, качественно отличной от форм естественного отбора. И попытки поставить его в один ряд с подбором, что привело к приспособления одного вида животных к жизни в норах, другой - к жизни на деревьях, не имеют под собой почвы.
Под влиянием производственной деятельности менялась и сама организация передлюдей - от стаи (биологического) до общества (социальной).
Взаимоотношения в стаи строятся, как правило, на принципе доминирование силы. Изготовление орудий труда предусматривает осложнения центральной нервной системы, прежде всего головного мозга, способность к более тонких и более точных движений, но отнюдь не развитие мышц. Взаимоотношения, которые существуют в стаи на основе силы, с определенного момента сделали фактически невозможным развитие производственной деятельности. Надо было или отказаться от усовершенствования орудий труда, а следовательно, от адаптации к окружающей среде (что означало бы прекращение эволюции вида и его деградацию), или выбрать другой путь - выйти за пределы биологической организации к социальной, где ведущими отношениями становятся производственные, которые и определяют особенности поведения людей, прежде всего равный доступ к пище.
Постепенно формируются комуналістичні отношения, то есть равноправный доступ всех членов коллектива к существующей собственности: еды, орудий труда, одежды и т.п., которые встречаются у народов, находящихся в первой фазе первобытного общества. Большую роль в нейтрализации биологического индивидуализма и формировании общественных отношений (сначала как отношений равноправия) сыграли табу. Табу представляли собой нормы поведения, которые выражались в запрете некоего действия. Эта норма вроде бы внешне навязывался обществу некой посторонней силой, с которой нельзя было не считаться. Так выражала себя общественная воля. Объединения, в которых табу поднимался, исчезало из не-минучістю. Общественные отношения окончательно утвердились, когда требования коллектива к индивида стали внутренней потребностью каждого члена, причем сильнее его биологические инстинкты. Это случилось примерно 40-35 тыс. лет назад. С этого времени культурная эволюция начала определять развитие человечества, который пошел быстрыми темпами, увеличилось число альтернативных форм поведения человека во взаимоотношениях с окружающей средой.
Отмечая особенности культурной эволюции, мы подчеркивали, что она основывается на сохранении знаний, приобретении новых и передаче их следующим поколениям. Чтобы сохранить и развить всю свою новую общественную сущность, социализировать в надлежащем направлении каждого индивида, человечеству надо было передать ему всю совокупность своего социальной жизни - производственные способности, принципы взаимоотношений (табу), а также духовный мир, который начал формироваться: мысли, чувства, состояния людей. В верхнем палеолите (35 тыс. лет назад) возникла ситуация, при которой значительная часть общественной жизнедеятельности не могла быть закодирована, воплощенная и передана существующими средствами. Какие же средства имела в наличии культурная эволюция на вышеупомянутый момент?
1. Прежде всего, как уже отмечалось, развитие орудий труда, передача производственного опыта в процессе обучения младших старшими.
2. Существовала язык как средство общения, правда, крайне примитивная, неразвита.
3. Определенные моральные представления уже регулировали поведение людей, определяли их отношение друг к другу, к коллективу, к лицам другого пола, окружающего мира. Этому учили с детства.
4. Мифология через одухотворение природы пыталась дать связанную и общую картину мира, хотя и в не осознанному, а скорее в смоделированном, "картинному", образном виде.
5. Передмагія служила средством практического влияния на мир и давала человеку уверенность в успехе предполагаемой дела, передавала опыт в различных сферах жизнедеятельности. В частности, очень вероятно, что у первобытных людей охоте предшествовала его репетиция. Осложнения охотничьей деятельности неизбежно требовало на определенном этапе предварительного выработки плана действий. Через крайнюю конкретность мышления первобытного человека выработки плана охоты и распределение ролей могли происходить только в виде инсценировки охоты, которая изначально не носила магического характера, но в дальнейшем непременно должна была превратиться в обряд, - так возникает магия.



Назад