Электронная онлайн библиотека

 
 Культурология

3.1. Информационно-семіотичне понимание культуры


Формирования культурологии как самостоятельной научной дисциплины в XX в. было в значительной степени попыткой преодолеть разнообразие представлений о культуре и построить ее общую теорию. Разработка этих теоретических взглядов происходила в двух основных направлениях:
• адаптаціонизм;
• ідеаціонизм
Адаптаціонизм -- рассматривает культуру как специфически человеческий способ взаимодействия с окружающей средой. Центральное место в объяснении культурных явлений отводится тут деятельности. В русле этого направления развивается функциональная концепция культуры, что ведет начало от Б.малиновского, который рассматривал культуру как порожденную обществом систему способов удовлетворения потребностей. К этому направлению относится и марксистская теория культуры.
Ідеаціонизм объясняет культуру как отрасль идеального, которая содержит последствия духовного творчества человека. Определяющим началом здесь есть лишь отдельная ограничена сфера духовного творчества - главным образом наука и искусство (так называемая «высокая культура»). Именно здесь создаются символы, идеи, ценности, в контексте которых люди воспринимают и понимают действительность, строят свое бытие в мире.
Позиции адаптаціонизму и ідеаціонізму на протяжении последнего времени постепенно сближаются. Основой, на которой происходит это сближение, является информационно - семіотична концепция культуры.
Исходным моментом информационно-семиотического подхода к культуре есть адаптаціоністська тезис о способы и последствия человеческой деятельности.
Семиотика - общая теория знаковых систем.
Деятельность - это способ существования человека. Специфика человеческого образа жизни, которую призван фиксировать понятие культуры, связанная прежде всего с особенностями человеческой деятельности. Однако не все действия человека является человеческой, разумной деятельностью. Когда мы дышим, принимаем пищу или реагируем на пламя, то наши действия ничем не отличаются от действий животных. Особенностями человеческой деятельности являются: во-первых, сознательная постановка цели; во-вторых, целое возложение деятельности. Таким образом, человек прежде научилась действовать, чтобы жить, теперь она живет, чтобы действовать.
Постоянное формирование все новых и новых задач и средств деятельности приводит к тому, что люди постепенно погружаются в искусственно созданный ими мир. В этом отношении культура противостоит «натуре» - природе. «Культурное» - означает искусственно созданное, отличное от того, что дано природой, образовалось естественным путем, без вмешательства человека.
Создавая культуру, люди отделяются от природы и создают новое позаприродне среду обитания (игрушки и книги, одежда и мебель, стекло и бетон, звуки музыки и электрический свет). Следы человеческого влияния имеет даже то, что мы едим и пьем, даже воздух, которым мы дышим. Человечество живет как бы на грани двух миров - существующего независимо от него мира природы и мира материальной культуры.
АРТЕФАКТЫ (от лат. arte - искусственный, factus - выполнен) - это продукты и последствия человеческой деятельности. Артефакты - это искусственно созданные человеком предметы и явления, изготовленные человеком вещи, рожденные ею мысли, изобретенные и использованные им средства и способы действия. Артефакты - это феномены культуры.
Культура включает в себя не только то, что находится вне человека, но и изменения, которые она выполняет в самой себе, в своем теле, в своей душе, в своей физической и духовной внешности.
Следовательно, культура есть мир человеческой деятельности или мир артефактов.
Это ее первая, но недостаточна для понимания ее сущности характеристика.
Культура представляет собой мир смыслов. Человек - творение природы и все ее законы сохраняют свою силу в ее деятельности так же, как и в любых природных явлениях и процессах. Никто не может отменить их или нарушить. Все, что создает человек, возникает в соответствии с объективными законами развития природы. В чем же тогда разница между предметами культуры и творениями природы?
Явления природы рассматриваются в их собственном, независимом от человека бытии, и имеют некую объективную, свойственную им характеристику и кроме нее никакой другой определенности они не имеют.
Артефакты - предметы культуры, в отличие от явлений природы имеют двойную определенность. С одной стороны, у них, как и в природных явлений, также есть объективная определенность, т.е. их можно рассматривать как реальность, которая существует сама по себе, отдельно от человека. Но с другой стороны, артефакты имеют еще и другую субъективную определенность. В них воплощены то, что называют «смыслом», «значимости».
Эта объективная определенность возникает у них потому, что человек опредмечує в них мир представление, цели, желания, художественный вкус, идеалы и т.д. Человек очеловечивает продукты своей деятельности. Итак, предметы культуры является следствием духовно-творческой активности человека (тезис ідеаціонізму).
Наиболее очевидная способность человека наделять свои творения смыслом проявляется в языке. А сенсозмістовну сущность имеет также все, что человек создает и что составляет культурную среду ее бытия: произведения искусства и правила этикета, религиозные обряды и научные исследования, обучение и спорт. Смысл любого предмета отражается в его назначении, роли.
Нужно отметить, что взятые изолированно, вне их отношение к человеку, предметы, никакого смысла не имеют (например, смысл Пирамиды существует не в ней, то есть физических параметрах, а в культуре, творением которой она является. Смысл вещей существует не в них, а в культуре, которая породила их, и у тех, кто эту культуру изучил). Из культуры люди черпают возможность наделять смыслом не только слова и вещи, но и всю поведение и вся жизнь в целом. Без знания культуры прошлого не возможно понять наших потомков (іл.4).
Следовательно, культура является не просто совокупность продуктов человеческой деятельности, артефактов. Культура - это и мир смыслов, которые человек вкладывает в свои творения и действия. И такими видами смыслов выступают знания, ценности и регулятивы.
Смыслы образуются в голове человека, когда он в соответствии со своими потребностями познает, оценивает и регулирует окружающие его явления и процессы и те, что происходят в ней самой. В соответствии этом знания (то, что дается познанием), ценности (то, что устанавливается с помощью оценки) и регулятивы (то, чем регулируются действия) представляют собой три основных вида смыслов.
Знания (когнитивный смысл) лат, cognitio - знание, познание - это информация о свойствах объекта. Может показаться, что такое определение является тривиальным. Однако, на самом деле его простота недостаточна. Определение знания - одно из сложных философских вопросов, по поводу которого существует много разных мнений:
- информация есть всегда информация о нечто, а потому в любой информации содержится некое знание (сведения о некоторый объект). Но информация и знания - все же понятия не тождественные. Знание является содержание информации, характеризующей ее объект, а информация здесь соотносится только с объектом, выносится за скобки;
- знание всегда есть некоторое утверждение, в виде утверждающей, или отрицающего высказывания. Разница здесь только в том, что в первом случае знания является утверждением о наличии, а в другом - об отсутствии у объекта любых свойств. Даже известное изречение Сократа «Я знаю, что ничего не знаю» представляет собой утверждение. Объектом этого утверждения является его автор, а утверждает он такое - выбирайте сами, что вам больше нравится, или наличие у этого объекта способности «ничего не знать» или отсутствие у него способности «знать хотя бы нечто»;
- объективное знание, то есть определяется исключительно свойствами объекта, а не субъективными особенностями. Когда человек говорит «Я знаю...», она делает сразу двойное утверждение: первое, что у нее есть знания о свойствах некоторого объекта, а другое - что это знание является объективным. Однако, несмотря на это предвидение (презумпция объективности, которая всегда сопровождает знания), на самом деле оно довольно часто носит субъективный характер. В нем всегда присутствует след человека, который эти знания создает. Можно сказать, что знание всегда на себя надевает «маску» объективности и ходит в ней так, что внешности нельзя доверять и при встрече с ним каждый раз приходится думать о том, что на этот раз скрывается под этой «маской»;
- знание может быть как истинным, так и ложным. Ложное, ложное утверждение - это также знания, только недостоверные, если учитывать, что в знаниях есть элемент субъективности и что истинность их - относительная;
- объектом знания может быть все, что угодно - физические тела и мысли человеческие, реальные явления и несбывшиеся мечты, то, что существует, существовало и будет существовать, или никогда не существовало и не будет существовать. Это означает, что в содержание знаний входят не только обоснованные и доказуемые утверждения, но и не подтвержденные суждения, верования и вымыслы.
Таким образом, знания - важная часть культуры. Оно занимает важное место в ее содержании. С развитием культуры объем знаний, которые есть в обществе, постоянно растет. Однако не все знания, накопленные в культуре являются истинными. В каждой эпохе есть знания, которые некогда в прошлом считались без сомнения истинными, но потом оказалось, что они были ошибочны (например, языческие верования). Есть и такие знания, которые в одних культурах признаются истинами, тогда как в других культурах они оцениваются как ложные.
Ценность (ценностный смысл) - фиксированная в человеческом сознании характеристика отношение объекта к человеку и человека к объекту. Объект имеет ценность, если человек видит средство удовлетворения какой-нибудь своей потребности.
Ценность не объект сам по себе, а его свойства, способность удовлетворять человеческие потребности. Объект выступает как носитель ценности. Ценности могут иметь как материальные вещи и процессы, так и духовные явления (знания, представления, идеи и т. п.). Понятие ценность в культурологии не нужно уподобляться со стоимостью в экономическом ее понимании. Стоимость является лишь денежным отражением ценности и при этом величина стоимости совсем необязательно соответствует ценности объекта. Ценности вообще не всегда имеют денежное выражение. Для человека может представлять большую ценность какой-нибудь денежный памятный сувенир или старая фотография, хоть их денежная стоимость равна нулю. Ценностями могут быть воспоминания, чувства, радость творчества и т.п., их нельзя ни продать, ни купить за любые деньги.
Чтобы объект имел ценность, необходимо, чтобы человек осознавал наличие в нем определенных свойств (например, земля, притяжения, воздух, витамины, общения с другими людьми необходимы человеку, она без них не может существовать), но если она не осознает этого, то они для нее ценности не имеют.
Таким образом, ценность связана со знанием, но не сводится к нему: знание лишь констатируют свойства объекта, в том числе некую особую его «свойство», способность удовлетворять любую потребность человека, то есть ценность, однако последняя не есть знания, а есть отношение между человеком и объектом
Ценности делятся на материальные и духовные. К первым относятся «материальные блага» (жилье, одежда, продукты питания и т. д.), а ко вторым - «духовные блага» (художественные, научные, философские идеи). Следует, однако, иметь в виду, что все ценности имеют духовную природу, поскольку представляют собой разновидность смыслов; «материальными» и «духовными» называют в действительности не сами ценности, а объекты (блага), которые служат их носителями.
Способность оценивать объекты, то есть устанавливать их ценность, связанная с образованием в сознании человека ценностных представлений. Это представление о том, какими предметы должны быть, чтобы удовлетворять человеческие потребности. В формировании ценностных представлений большую роль играет воображение. С ее помощью люди создают мнимые образцы объектов, которые бы максимально полно и досконально отвечали их потребностям. Такие образцы называют идеалами. Они отвечают эталонам ценностей. Ценности реально существующих материальных и духовных благ оцениваются в сравнении с ними. Они тем выше, чем больше приближаются к идеалу.
Существующие в действительности, объекты никогда не совпадают с идеалами (например, идеалы свободы и справедливости не является описанием той свободы и той справедливости, которые существовали или существуют сейчас в каком-нибудь реальном обществе). Никогда и нигде не было общества в котором бы полностью были реализованы в жизнь эти идеалы. Кто думает, что для того, чтобы узнать, что такое идеальная справедливость, нужно сначала увидеть ее «в натуре», тот никогда ничего не узнает. Идеальную справедливость нужно придумать, представить. Другого пути к ней нет.
Каждая личность уникальна и неповторима, и в каждой возникает свой, уникальный и неповторимый комплекс ценностей и идеалов. Это, что для одного человека является ценностью, может не иметь никакой ценности для другой. Філософию - просветители XVIII в. считали высшей ценностью образование, а для фонвізінської госпожи Простаковой она ценности не имела.
Однако было бы неправильно думать, что любой индивид абсолютно свободен в построении этого комплекса и произвольно решает, которые должны быть его идеалы и ценности. На самом деле он заимствует их с поля выбора, что придает ему культура. В этом поле он находит ценности и идеалы разных поколений и эпох. Национальные, профессиональные, возрастные, семейные и др. В следствие исторического развития и взаимодействия различных культур постепенно происходит формирование общечеловеческих идеалов, состоит единая общечеловеческая система ценностей, которая содержит в себе все лучшее, что накоплено в культурах разных эпох и народов. Из всех ценностей и идеалов каждая личность отбирает то, что соответствует его вкусам, воспитанию, образованию, личному жизненному опыту. Однако культура не является системой ценностей и идеалов, но вмещает в себя и антиценности и антиідеали (то есть то, что противопоставляется ценностям и идеалам, является их отрицанием). В ней есть и такие культурные феномены, которые не имеют ценностного смысла. Вот почему аксиологический взгляд на культуру оказывается слишком узким и не включает в себя всего его содержания.
Регулятив (регулятивный смысл) - это правило или требование, в соответствии с которой люди строят свое поведение и деятельность.
Имеющиеся в культуре регулятивы определяют принятые в данной культуре нормы поведения и деятельности, то есть указывают, какими путями и средствами достижения цели допустимо «нормальное», и наоборот.
В отличие от животных люди не могут жить на основе врожденных, генетически заданных образцов поведения. Сложным видам человеческой деятельности, не запрограммированных в генах, им нужно учиться. Культура несет в себе позагенетичні программы деятельности, которые играют в жизни людей такую же роль, как генетические программы поведения у животных. Действия людей регулируются нормами и правилами, которые они устанавливают для себя (например, норма и правила игры, этикета, судебного производства, дорожного движения т и). Человек может по собственному желанию соблюдать или не соблюдать их, действовать «по правилам» или «против правил», но приняв их, она сама себя обязывает на их соблюдения и исполнения. Введения соответствующих норм, которые регулируют действия людей - специфическая черта человеческого образа жизни, которая закреплена в культуре.
Культурные нормы весьма разнообразны. Они в большей или меньшей мере регламентируют все, с чем связано человеческая жизнь - еду, одежду, отношения между мужчинами и женщинами, развлечения и труд.
Рождаясь и воспитываясь в соответствующем культурной среде, каждый человек усваивает установленные в нем регулятивы. Как следствие ее действия становятся в значительной степени обусловлены ими. Она реализует в своих поступках и жизненном пути предусмотренные ими культурные программы поведения, иногда даже не осознавая этого. И уровень нашего овладение культурой определяется тем, насколько хорошо мы усвоили имеющуюся в разнообразных предметах культуры информацию и придерживаемся связанных с ней программ поведения.
Не следует думать, что программирования человеческого поведения культурой в принципе не дает личности свободы выбора действий. Развитая богатая культура несет в себе безграничное количество самых разнообразных программ и предлагает каждому большой выбор возможностей. Культура открыта для творческого создания новых программ. Вопрос заключается в том, насколько человек способен к свободного выбора и творчества.



Назад