Электронная онлайн библиотека

 
 Культурология

3.2. Виды знаков и символов


Культура выступает также как мир знаков. Выступая в качестве носителей смысла, «обработанные» (физически и духовно) человеком вещи, процессы, явления становятся знаками.
Знак - предмет (явление, действие), что выступает в качестве носителя информации о другие предметы и использовать для ее получения, хранения, обработки и передачи.
Знаки и системы знаков исследуются специальной наукой - семиотикой. Понятие знаковой системы в семіотиці включает в себя очень большой объем объектов. Знаковыми системами являются природные (разговорные) языка (русский, украинский, английский и другие), а также различные искусственные языка - язык математики, химическая символика.
К знаковым системам относятся различные системы сигнализации, языка, изобразительных искусств, театра, кино, музыки, правила этикета, религиозные символы и ритуалы, геральдические знаки и вообще много предметов, которые могут служить средствами для отображения некоего содержания.
Мы живем не только в мире вещей, но и в мире знаков. Это третья важнейшая характеристика культуры.
Явления культуры - это знаки и совокупности знаков (тексты), в которых зашифрована социальная информация, то есть основан в них людьми содержание.
Понять любое явление культуры это значит увидеть в нем не просто чувственное, почувствовать вещь, но ее «невидимый» субъективный смысл. Именно потому, что явление выступает в качестве знака, символа, текста, который нужно не только наблюдать, но и осознавать, она становится фактом культуры (іл.5).
Когда любые предметы (например, орудия труда) используются только с утилитарной целью, их знаковая функция отступает на второй план, а на первый план выступают физико-химические свойства. Но в данном случае мы их не воспринимаем как предметы культуры. И все меняется, как только мы имеем в виду их знаковый характер: здесь они уже выступают как предметы культуры. Для археолога золотые украшения, найденные во время раскопок становятся предметами древней культуры: они интересуют его прежде всего как носителей социальной информации, а для преступника, это лишь средство наживы - их значение, культурная функция ему не важны. Меч - оружие, и поэтому, когда она применяется для защиты или нападения, он используется как предмет, а не как знак. Но одновременно меч, прикрепленный к поясу становится символом того, что его обладатель - воин, рыцарь, человек благородного происхождения. Дворяне XVII-XVIII ст. вместо меча носили шпагу. Маленькая парадная шпага практически уже не была оружием - она лишь знак, символ символов, она символизирует меч, который означал принадлежность к дворянского сословия. В «Скупом рьщаре» Пушкина сын барона Альбер мечтает получить сокровища отца, чтобы предоставить им «истинное», то есть практическое применение. Но для самого барона золото - не средство, обеспечивающее возможность роскошное жить, а символ могущества и власти сверхчеловеками. Макар Дєвушкін в «Бедных людях» Достоевского стесняется дырявых подошв сапог и придумывает особое ходу, чтобы не было их видно. Дырявая подошва как реальная вещь может причинить много неприятностей: за исключением промочених ног, охлаждение организма, простуды. Но Макар Дєвушкін страдает не от этого, а от того, что ему стыдно. Для него страшнее всего то, что дыра в подошве - это знак бедности. Стыд его вызван не физическими, а знаковыми свойствами его сапог.
О том, как казалось бы, отдельно взятые обыденные предметы приобретают характер знаков, наполненных большим, символическим смыслом, прекрасно сказано в стихе. Винокурова «Вещи»:
Я глубоко уверен в том, что вещи
Красноречивей самое лучшее вещей...
Вот колокол. Он собирал на вече
Лудильщиков, кожевников, ткачей.
Вот горн. Им якобинцы возвестили,
Что кончилась на свете эра зла...
Вот кочерга, которою в Освенциме
Помешивалась белая зола
Следует отметить, что знаковую природу, а соответственно и способность быть культурным феноменам, приобретают не только творение РУК человека, но и природные явления, когда они становятся предметами ее духовной деятельности. Задействуя их в свой духовный мир, люди наделяют их «человеческим» (нравственным, эстетическим, религиозным) содержанием. Такими становятся образы хитрой лисицы, или трусливого зайца в народных сказках, постоянные описания радуги или захода солнца, мистические интерпретации затмений, комет и т.д. Извержение вулкана - естественное явление, и как таковое оно лежит вне сферы культуры. Но когда оно осознается как проявление гнева богов или как трагедия человеческого бессилия перед угрожающей стихией («Последний день Помпеи» К.П. Брюллова), то становится знаком, символом, в котором люди осознают особый «позаприродний смысл». И это придает ему значение явления культуры.
Символами, носителями особого смысла становятся и сами люди. Когда они выступают друг для друга не просто как живые существа, а как кинозвезды, писатели, политические деятели, представителями той или иной профессии, гуру и т.п., тогда это есть не что иное же культурный феномен (например болезненная человек, которая провозглашена монархом или папой, становится мощной и священной «величеством» или святостью. Если же она повержена, она теряет свою социокультурную ценность и ее могущество, функции, социальное положение и личность коренным образом меняются. С величества или святости она может стать презрительной или ненавистным человеком).
Если обзор культуры как мира человеческой деятельности раскрывает главным образом ее материальные проявления, как смыслов - ее духовный смысл, то культура как мир знаков предстает перед нами в единстве материального и духовного.
На самом деле знак - это материальный предмет, что болезненно воспринимается, а его значение (содержание, информация) есть продукт духовной деятельности людей. Знаки являются своеобразными «материальными оболочками» человеческих мыслей, чувств, желаний. Для того чтобы последствия человеческой деятельности человека сохранились в культуре, чтобы они передавались и воспринимались другими людьми, они должны быть закодированы в этом знаковом оболочке. Связь значению и знаку (или, иначе говоря информации и кода, в жома она фиксируется и транслируются) определяет неразрывность духовного и материального аспектов культуры.
Культура представляет собой особый тип информационного процесса, которого не знает природа. У животных информация кодируется хромосомными структурами клеток и нейродинамічними системами мозга. Итак, носителем его является именно тело животного. Передача информации от одного поколения к другому происходит генетическим путем, а также в какой мере, через непосредственное наблюдение за поведением животных и подражания им (у высших животных). При этом опыт, накопленный отдельным существом на протяжении жизни не наследуется ее потомками. Каждое новое поколение начинает накапливать опыт «с нуля». Поэтому объем информации, которая имеется в распоряжении рода, от поколения к поколению не увеличивается.
С возникновением культуры у людей возникает особая, «надбіологічна форма сохранения и передачи информации. Это принципиально новый и несравненно более богатый по своим возможностям тип информационного процесса. В культуре информация кодируется внешними по отношению к телу человека структурами. Выражая свои мысли и представления в созданных людьми знаковых системах, индивид объективизирует их. Это означает, что они как бы отделяются от него, приобретают самостоятельного, позаособистого существования. Они становятся социальной информации, носителем которой становится не один данный индивид, а общественная культура. Социальная информация, отраженная в знаковых системах, имеет позагенетичний характер. В отличие от биологического, она не исчезает со смертью индивида. Культура образует специфически человеческий, позагенетичний «механизм» ее подражания - социальную наследственность. Благодаря культуре в обществе становится возможным то, что не возможно в мире животных, - историческое накопления и приумножения информации, что знает-ходится в распоряжении человека как родовой существа.
По выражению Ю.М. Лотмана и Б.А. Успенского, «культура есть устройство, которое производит информацию». Вместе с ним она является также и устройство запоминает эту информацию. Можно сказать, что культура в человеческом обществе - это то же, что информационное обеспечение в компьютере. Последнее, как известно, включает в себя машинный язык, память, программы, обработка информации. Аналогичные компоненты характеризуют и культуру. Она дает обществу языка - знаковые системы, ее необходимым элементом является социальная память, в которой хранятся духовные достижения человечества. В ней содержатся программы человеческого поведения, отражающих опыт многих поколений людей. Исходя из этого, можно сказать, что культура выступает своеобразным информационным обеспечением общества.
Таким образом, с информационно - семиотической точки зрения, мир культуры предстает в трех основных аспектах:
1. мир артефактов,
2. мир смыслов,
3. мир знаков.
Феномены культуры - будь-какие артефакты (искусственно созданные людьми предметы и явления.), которые несут в себе смыслы, то есть появляются как знаки, которые имеют значение. Совокупность знаков образует тексты, в которых содержится социальная информация (см. рис. 1).
Исходя из выше сказанного, можно сформировать короткое (информационно-семіотичне) определение культуры:
Культура - это социальная информация, которая сохраняется и накапливается в обществе посредством создаваемых людьми знаковых средств.

Рис. 1. Информационно-семіотична структура культуры



Назад