Электронная онлайн библиотека

 
 Культурология

4.2. Циклическая парадигма развития культуры


Циклическая модель культурной динамики - одна из древнейших. Повторяемость, возвратность является характерной чертой существования всего живого. Мыслители издавна прослеживалась аналогии между социокультурными процессами и изменением природных сезонов, движением солнца по небосклону, жизненными циклами. Так, Дж. Веко считал, что культура движется от "возраста богов" (мифологические культуры) через "возраст героев" (культуры героического эпоса) до "возраста людей" (осмысление мира историей). Циклическим есть движение культурно-исторических типов в концепции российского социолога М.Даниленського. Культурные организмы в исследовании О. Шпенглера проходят цикл от "детства" ("весны"), "юности" ("лета"), "зрелости" ("осень") до "старости" ("зимы"), от накопления сил, их реализации к упадку и гибели культуры. Локальные цивилизации А. Тойнби подчиняются в своем развитии модели циклического движения от возникновения, роста, надлома и гибели. Согласно его концепции, культурная динамика порожденная имеющимся вызову (со стороны природного и человеческого среды): благоприятные условия развития цивилизации, как внешние, так и внутренние, является предпосылкой культурной стагнации.
В концепции российского историка Л. Гумилева процесс этногенеза составляет цикл, содержащий фазы возникновения, подъема, упадка и гибели этноса. Главным источником появления этносов являются результаты формотворної деятельности природной среды. Толчком к развитию становится импульс пассионарности как стремление и способность менять среду обитания, укорененные в подсознании человека. Условия для усиления пассионарности на уровне общества и человека создают взрывы во Вселенной (пассионарные толчки).



Назад