Электронная онлайн библиотека

 
 Культурология

4.3. Еволюціоністська парадигма развития культуры


Линейная модель культурной динамики представлена еволюціонізмом. Эволюционисты опираются на концепцию английского социолога Г. Спенсера, который рассматривал социокультурную динамику как часть необратимого процесса эволюции, что проявляется в усложнении, дифференциации и совершенствовании первоначально примитивных культурных систем. Однолинейная модель социокультурной эволюции предусматривает постепенное движение от дикарства, варварства к цивилизации. Е. Тейлор и Дж. Фрезер исповедовали идею того, что новые, более сложные культурные элементы отрицают существование предыдущих и обеспечивают совершенствование жизни человеческого общества. Классическим образцом линейного эволюционизма есть марксистская модель формаций - первоначальной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической, что монофакторно обусловлены развитием производственных сил общества. Полілінійна модель эволюции признает множественность векторов социокультурной динамики и поліфакторну определенность ее причин.
Волновая модель социокультурной динамики самое обстоятельное разработана в экономических науках. Российский социолог М. Кондратьев сформулировал теорию длинных экономических волн с периодом 48-55 лет, определяющие циклическую динамику хозяйственно-экономической системы. Американскому социологу П. Сорокину принадлежит теория волнообразной социокультурной динамики. Каждый элемент культурной системы, по его концепции, проходит три фазы единого цикла: на первой происходит накопление и кристаллизация социальное значимых смыслов, на гребне волны они фиксируются в виде культурных норм и ценностей, затем они вступают в противоречие с имеющимися возможностями развития. После прохождения всего цикла он возобновляется.
Функциональный подход к культурной динамики, представленный, в частности, в исследованиях Т. Парсонса, заключается в выявлении связи между социокультурными изменениями и процессами обмена информацией и энергией между культурными системами. Источником культурных изменений, по мнению функціоналістів, может стать избыток или недостаток информации или энергии при обмене ими между культурными системами.
Постмодернистская парадигма социокультурной динамики основывается на идее неустроенного распространения культурных процессов, лишенного направлении и регулярности, своеобразного движения "желание". Такую модель постмодернисты называют "ризомою".
Синергетический подход к социокультурной динамики базируется на принципиально новом понимании хаотических процессов как потенции благоустройства, готовности культурной системы к самоорганизации. Эти тенденции реализуются в точках бифуркации как своего рода порогах постоянства культурной системы, в которых закладываются тенденции ее изменения. Вблизи моментов бифуркации, Что несут в себе поливариантность развития культурной системы, ведущую роль играет случайность, отдельные малые флуктуации (случайные отклонения). То есть культурная динамика является результатом процессов саморазвития культурной системы.
Российский культуролог Ю. Лотман в своей книге "Культура и взрыв" обосновывает концепцию непредсказуемых динамических процессов, которые реализуются в виде взрыва. Культурный взрыв, по категориям синергетики является точкой бифуркации, резкой интенсификации изменений культурных элементов с набором нескольких різноймовірних альтернатив будущего, из которых лишь одна становится культурной реальностью. Взрывная изменение вектора культурного развития, за Ю.М.Лотманом, сосуществует с постепенными социокультурными процессами. Взрывные и постепенные изменения находятся в диалектическом взаимодействии друг с другом.
Сложность и неочевидность процессов социокультурной динамики провоцирует появление новых и различных подходов к ее изучению. Современный методологический плюрализм и междисциплинарная интеграция требует признания как значимости линейных изменений в социокультурной динамике, так и циклических, маятниковых и волновых процессов, возможности постепенного движения и культурных взрывов. Все указанные подходы одинаково вероятными и взаимодополняющими, которые лишь в их диалектическом взаимодействии раскрывают сущность процессов динамики культуры.



Назад