Электронная онлайн библиотека

 
 Культурология

5.3. Историческая типология культуры


Как отмечалось выше, культура - это вторая природа, все, что создал и создает человек в процессе своей жизнедеятельности. Если этот процесс развернуть во времени и пространстве, окажется, что в нем существуют длительные исторические промежутки времени, в течение которых культура находится в относительно спокойном состоянии. Назовем его агрегатным. В этом агрегатном состоянии не происходит глубоких содержательных изменений. Здесь напрашивается аналогия с явлениями физики. В частности, вода в определенных пределах температур находится в твердом, жидком и газообразном агрегатном состояниях. Так и культура: проходят века, тысячелетия, меняются поколения, исчезают целые народы и цивилизации, а с точки зрения исторического развития - никаких изменений. Но наступает момент, нечто происходит и развитие культуры переходит на длительный период в другое агрегатное состояние. И опять все повторяется. Такие агрегатные состояния и определяют исторические типы культуры, характерными признаками которых являются определенный сложившийся способ создания материальных ценностей, отношение к природе, неписаные правила поведения, самоосознания и самоидентификация, мировоззрение, восприятие других народов, общественная форма организации индивидов и т.д.
Характерные черты исторического типа культуры:
1. Способ создания материальных ценностей;
2. Отношение к природе
3. Неписаные правила поведения;
4. Самоосознания и само идентификация;
5. Мировоззрение;
6. Восприятие других народов;
7. Общественная форма организации индивидов.
Отметим, что в процессе исторического развития отдельные черты, определяющие тип культуры, или их группы могут видоизменяться. Это свидетельствует о том, что определенные исторические типы культур существуют в рамках еще более обобщенного исторического разделения. Если в основе исторического разделения культуры положить такие три определяющие ее детерминанты, как:
1. способ освоения мира,
2. мировоззрения,
3. формы социальной организации, то историческое развитие мировой культуры будет разделяться на культуру первоначального, ранньокласового (древнего), средневекового (феодального), буржуазного (Новое время) общества и социалистического общества.
Однако первоначальная, ранньокласова, феодальная культуры имели одну существенную общую черту - это были аграрные культуры. Менялись эпохи, средства производства, но суть оставалась прежней. Существовала "пара": физическая сила человека - природа. Вокруг генезис этой взаимодополняющей "пары" и разворачивались в длительном времени и очень большом пространстве все исторические события. Но в самой "пари" проходили процессы накопления информации о мире и самом человеке, что переводили аграрную культуру с одного уровня на другой, ее восхождение было связано с переходом к более производительных средств производства. На основе их классификации К. Томпсон ввел понятие трех веков: каменного, бронзового, железного. Отметим, что впервые эта идея встречается в поэме "О природе вещей" римского философа, поэта К.Лукреція.
С первой попыткой целенаправленного выращивания сельскохозяй-ственных культур начинается наиболее длительный исторический этап - этап аграрной культуры. Радиоуглеродный анализ предметов из стоянок первобытных людей (остатков материальной культуры) свидетельствует, что это произошло более семи тысяч лет назад. В 30-е годы XX в. английский археолог Гордон Чайлд предложил назвать переход человеческого сообщества к земледелию и скотоводству неолитической революцией.
Внимание. Время зарождения аграрной культуры и культуры вообще хронологически не совпадают. Культура как таковая возникает там, где впервые человек пользуется вещью, созданной не природой, а самим индивидом из природного материала.
Вопрос о времени возникновения локальной разницы в таких предметах современная наука полностью не развязала и ориентировочно датирует его средним палеолитом.
Переход к земледелию положил начало общественному богатству, осідлому образа жизни. Ранньоземлеробські сообщества стали социальной базой первых цивилизаций. Большинство ученых считает, что ранньоземлеробська (аграрная) культура зародилась на Ближнем Востоке в период докерамічного неолита Иерихона (Иерихон - город, упоминается в Библии, находится в долине реки иордан на холме Тель-эс-Султан). Однако современные археологические исследования свидетельствуют, что ранньоземлеробські культуры Европы такие же древние, как и культуры Ближнего Востока. Была ли самобытной древняя в Европе земледельческая культура Балкан, или она привнесена из Малой Азии - однозначного ответа нет. Но достопримечательности этого географического района (VI тыс. до Р.Х.) свидетельствуют о высоком уровне аграрной культуры.
Следующий этап в развитии аграрной культуры связан с формированием первых ранньокласових государств. Древнейшая мировая цивилизация Египта зародилась в Северо-Восточной Африке. "Дар Нила" называли Египетского в древности, так его называл и Геродот. В третьем тысячелетии до Р.Х. в долине Нила уже существует единое государство. В период Древнего Царства (2800-2300 гг. до Р.Х.) Египетского распространил свое влияние на территории Синайского полуострова, Южную Палестину и Нубию. В частности, поход в Нубию (2800 г. до Р.Х.) дал Египта 7 тысяч пленных, 200 тысяч голов скота. В этот период развивается садоводство, виноградарство, окультуривается пчеловодство. Зерно (ячмень, пшеница) - главное богатство аграрной культуры Египта. При правлении III царской династии быстро распространяется каменное строительство с применением предметов труда из меди. В период Среднего Царства (2200-1800 гг. до Р.Х.) используются предметы из бронзы, разрабатываются залежи меди на Синае, золота - в Северной Нубии. В эпоху Нового Царства (1580-1085 гг. до Р.Х.) Египетского занимает ведущее положение в Восточном Средиземноморье. В страну ввозится большое количество сырья, скота, золота, пленных. В VII - VI вв. до Р.Х. повсеместно применяются предметы труда, изготовленные из железа. На это время приходится изобретение шадуфа (рычаг, журавль у колодца), способов мумификации, выработки стекла. Рабы становятся основной производительной силой (за 30 лет Рамзес III подарил храмам 100 тысяч пленных и более 200 тысяч гектаров плодородных земель). С завоеванием Египта Александром Македонским (322 г. до Р.Х.) закончилась эпоха фараонов, начался период Елінізму.
Внимание! Сегодня ученые мира ведут дискуссии относительно источников Египетской культуры. Найдена в конце XIX в. доисторическая культура на территории Верхнего Египта, которая не была похожей на культуру Царских династий, породила теории внеземного происхождения Египетской цивилизации.
Позже возникают культуры древних цивилизаций Африки, Южной Аравии, Месопотамии, Малой Азии, Ирана, Закавказья, скифов, Средней Азии и другие. Они существовали в период с III тысячелетия до Р.Х. до IV в. нашего времени. Несхожи между собой, разнесенные во времени и пространстве, но все они имели одну общую черту - это были цивилизации аграрных культур.
В IV в. нашего времени некогда могущественная Римская империя распадается на западную и восточную части. На востоке, где в конце III в. утвердилось христианство, возникает новая империя, которая позже получила название Византийской. На западе в течение нескольких веков продолжался процесс формирования государств, которые позже составили западноевропейскую средневековую сообщество. Период культурного развития Западной Европы (V-XIV вв.) делят на три части: раннее, классическое, позднее средневековье.
Возникновение византийской и западноевропейской культур имело объективные причины. Развитие городов, появление новых, более производительных средств производства в аграрном секторе сдерживались существующей общественной организацией, політеїстичним мировоззрением, низким уровнем производительности труда. Новые формы сожительства образовались еще в период стихийного зарождение феодальных отношений внутри рабовладельческих. Указом императора Каракаллы (212 г.) всего населения, которое проживало на землях городов, получало право римского гражданства. Это привело к перераспределения и концентрации земельной собственности, создало условия для закрепощения части населения. Начинает игнорироваться определяющий принцип римского права - равенство всех граждан перед законом. Сначала это была относительно безболезненная форма решения острых социальных проблем. Идейные основы этого процесса были начаты распространением христианства в начале И ст. После жестокого противостояния с язычеством в III-IV в. христианство получает императорское признание. Общий распад рабовладения и начало информирования феодальных отношений в Византии приходится на середину IV-VII вв., В Западной Европе - на века позже. Как видим, средневековая культура, как и первоначальная и ранньокласова, по своей форме была аграрной.

Зарождение буржуазных отношений в итальянских городах в первой половине XV в., научная революция XVII ст., перерастания ремесла в мануфактуру начали глубинные изменения в жизни тогдашнего общества. "Пара" человек - природа трансформировалась в новое, чрезвычайно сложное системное образование - треугольник: человек - природа - машина. Произошел переход от аграрной культуры к технической.
Положив в основу типологии культуры общественно-экономические формации, можно выделить четыре ее исторические типы. Однако бурное развитие машинного производства, освоение новых видов энергии, революция в средствах коммуникации внесли в эту структуру свои коррективы. Новая экономическая формация, что окончательно победила в XVII в. и начала "Золотой век" буржуазных отношений (XVIII ст.), оказалась настолько динамичным, что не только ученый, но и рядовой гражданин в течение жизни своего поколения фиксирует глубокие структурные и содержательные изменения в культуре. Поэтому ряд научных школ Запада, руководствуясь социально-экономическими критериями периодизации, выделяет новые структурно-хронологические границы в развитии культуры.
Структуризация (группирование) происходит не по типу и значимости продукта (аграрная культура, техническая культура), а по способу присвоения и производства (производство как технический термин: машины и их виды по энергетическими параметрами).
Как видно из структурной схемы, егалітарне общество отвечает сравнительном типа распределения продукта и тождественное первобытном. Дифференцированное общество (или стратифицированные, ранжувальне, иерархическое) тождественно ранньокласовому, феодальном и современному обществу.
Внимание! Научные исследования культуры, которые начались в эпоху Возрождения и продолжались в эпоху Нового времени, в основу которых положен распределение материальных благ, носили поисково-гіпотезний характер. В частности, Ж.Кондорсе, рассматривая генезурівнів хозяйственной деятельности, выделял культуру охоты, рыболовства, земледелия. А.Фергюсон делит весь историческо-культурный период на дикость - варварство-цивилизацию.
В изучении эволюционного развития Земли на основе археологических исследований используют геологическую периодизацию.

человека приходится на кайнозойскую эру. Исследования этого периода позволяет выделить определяющие детерминанты, что обеспечили дальнейшее развитие такого уникального явления природы, как человек и его культура.
Новые знания в области фундаментальных наук конца XX в. стимулировали внимание исследователей к проблеме культурно-исторической периодизации по уровню духовного восприятия мира. Научный поиск здесь в основном сосредоточен на культурных закономерностях перехода социальных общностей от одной системы мировосприятия к другой. Однако авторы исследования не учитывают одной важной особенности проблемы. Переход к монотеистического мировоззрения состоялся в пределах отдельных народов, регионов, а не всего человечества. Політеїстичний мировоззрение трансформировался в монотеїстичний как по содержанию, так и по форме на уровне представлений конкретного индивида, группы. На уровне всего человеческого сообщества монотеизм Проявляется лишь в одном - признании Творца. Сегодня человеческое сообщество Земли исповедует сотни различных религий и является такой же "языческой", как и две тысячи лет назад.
3 одной стороны формирования общечеловеческих ценностей требует монотеистического мировосприятия (в широком понимании), а с другой-социально-исторические противоречия уже между современными "племенами" (читай государствами) не адекватны уровню общечеловеческих потребностей. Итак, периодизация культурно-исторического процесса, основанного на хронологии духовных начал, может быть наиболее плодотворным при изучении отдельных отраслей человеческой культуры, особенностей ее содержания и формы, распространение среди народов - соседей.
Как отмечалось выше, определяющим элементом культуры есть человек, который одновременно выступает ее субъектом и объектом. Понятно, что совокупность Созданного человеком (материальные и духовные ценности) в разные исторические времена была разной как по форме, так и по содержанию. Общественные науки, учитывая это обстоятельство, выделили определенные особенности развития социокультурного поля в разные исторические периоды.
Прежде всего, с поступательным развитием человечества формировался определенный культурно-исторический тип человека, которому был присущ свой тип культуры. Следует обратить внимание на то, что вопрос первичности или вторичности в системе человек - культура является некорректным. Первичными являются одновременно и культура, и человек. Культура существует постольку, поскольку существует человек, а человек самореализуется в поле культуры. Самореализация человека в течение длительного исторического периода ведет к формированию определенного стиля как формы этой самореализации. Поэтому историческая типология культуры через ее основные стили (романский, готический, барокко, классицизм) позволяет проследить и зафиксировать культурно-исторические периоды на уровне их прогрессивного значения в истории человечества.






Назад