Электронная онлайн библиотека

 
 Культурология

5.4. Региональная типология культуры


Не умаляя значимость описанных выше подходов к типологизации культуры, следует отметить, что на сегодня наиболее плодотворным в научном отношении стала региональная типологизация культуры. Она в той или иной степени объединяет все предыдущие подходы, вичленовуючи определяющую детермінанту - культурный регион. Региональная типологизация культуры наиболее коррелирует с фундаментальное разработанными проблемами локальных культур. Тойнби.
Региональный подход к культурного развития человечества дает системное видение человеческой культуры вообще, раскрывает культурную самобытность региона, показывает взаимосвязи и взаимовлияния культур разных народов.
Под культурным регионом понимают определенное единство этнически-родовых, национальных, духовных характеристик, которые проявляются в сходства таких составляющих социума, как: традиции, религия, культурные связи этико-эстетические нормы, мировоззренческие принципы. По классификации культурных регионов, то устоявшийся взгляд ученых на данный вопрос в 80-90-х годах XX в. несколько изменился. До 80-х годов были определены 6 культурных регионов. А именно: арабо-мусульманский, африканский, дальневосточный, европейский, индийский, латиноамериканский. С этой классификации выпадала Северная Америка, культура которой рассматривалась как европейская, что в силу исторических причин закрепилась на этом континенте. Поэтому закономерно, что ряд авторов оперировал понятием "не европейского, а "европейски-североамериканского региона".
Справедливым является утверждение авторов Киевской школы региональной типологии о том, что "традиционный взгляд на североамериканский регион как на "новый мир", который отражает европейские достояние, исчерпал себя".
Действительно, сегодня культура североамериканского региона оказывает влияние на мировое развитие сопоставим с влиянием культур таких регионов, как европейский или арабо-мусульманский и другие. Авторы упомянутой выше новой школы отдельно выделили культуру славян, рассматривая культуру украинского народа в контексте культурно-исторических судеб славянства.
Научные основы такого взгляда вполне явные, значимость исследования позволяет сделать ряд фундаментальных выводов, которые дают понять особенности культурно-исторического развития Украины.

Арабо-мусульманский культурный регион
В начале VIII в. народы, которые весьма существенно были разнесены в пространстве, объединяются в крупное государственное образование - Арабский халифат, после распада которого новообразованные государства (кроме Испании) исповедуют ислам. Ислам, как и другие мировые религии (иудаизм, христианство и т.д.) возник начала в небольшом географическом регионе, среди народов, духовное _ жизни которых было взаємокорельованим в Аравии (VII в.), и как духовное течение синтезировал предыдущие достижения духовной жизни всех этнически близких народов региона. Ислам был верой низов и верхов одновременно. Он не имел духовной иерархии, давал ответы на все вопросы обыденной жизни - от обмена товаров на важность общечеловеческих норм и ценностей.
Внимание. Ислам, как и другие религии не избежал разделения на течения и секты (сунниты, шииты и т.п.), однако это не привело к вражды между мусульманами.
В процессе исторического развития ислам превратился из веры, что регулирует нормы общежития, в особый символ исламского мира со своими религиозно-культурными ценностями, которые усиленно культивируются как наиболее значимые для всего человеческого сообщества.
Под влиянием ислама формировались общественно-философские системы, искусство, архитектура (мечети, минареты, ханаки, медресе и т.д.).
Основные положения ислама изложенные в Коране (араб. - чтение) священной книге мусульман. Ученые считают, что Коран сформировался во время перехода от родо-племенной к классовой организации народов древней Аравии. Коран существенно отличается от всех литературных памятников духовного характера. Он не имеет какой цельной обоснованной структуры как по форме, так и по содержанию. Содержание носит стихийный характер и содержит пророческие откровения, проповеди, выступления, заклинания, бытовые, обрядовые и этико-правовые нормы. Коран как мировая памятник культуры ценно тем, что это самый древний прозаическое произведение, написанный на арабском языке, который отражает сложный и социальное болезненный процесс перехода к новой эпохе, принципиально новых норм сосуществования, общественной организации индивидов.
Завоевывая земли на западе и востоке, арабы знакомятся с новыми для них культурой, естественными и гуманитарными науками. Искусство арабского мира было регламентировано Кораном, который запрещал изображать сферу божественного. Зато приобретает расцвета лирическая поэзия, состоят поэтические школы, каллиграфия из формы знаков переходит в формы орнамента, что составили систему религиозной символики.
Как отмечают современные исследователи арабской культуры, в XIV-XVI вв. наибольшего развития достигает искусство книжной миниатюры известных живописных школ Ирака, Афганистана, Азербайджана. Портретные и бытовые изображения появляются с XV в. и связаны с именем художника Кемаледіна Бехзада.
Культура арабсько-мусульманского региона, основываясь на Коране, скорее была культурой формирования светской жизни по нормам "Священной книги". Развитие материальной культуры был больше детерминированный внешними, чем внутренними факторами. Арабы достаточно плодотворная использовали достижения естественных наук, полученные в других странах мира.

Африканский культурный регион
Методологическими основами выделения региона стали географические факторы (материк, что по величине уступает лишь Євразії), заселение негроїдною расой и особенности культурного развития, присущие только этому социокультурном образованию. Ученые, которые исследуют культурно-историческое развитие африканских стран, отмечают две его особенности:
1. - распространение связей с народами других регионов и взаимопроникновение локальных культур народов Африки;
2. - строкатість культурних особливостей різних народів, які проживають на цій території, не гальмувала, а, навпаки, сприяла їх розвитку, оскільки межові зв'язки з іншими народами стимулювали проникнення нової для африканців культури в центр континенту.
Анализ исторически-культурного развития региона через призму системного подхода позволяет выделить в нем советов относительно самостоятельных культурно-исторических подсистем. На сегодня научные школы по проблемам развития Африки используют различные критерии выделения историко-культурных областей (зон). В частности, когда в целом Африку делят на шесть зон, в так называемой Черной Африке выделяется четыре культурные зоны. Современные знания о разнообразной по форме и глубокие по содержанию культуру африканского континента ограничены историческими документами стран, граничившие с Африкой. Это, прежде всего, Египетского, Финикия, Античная Европа, позже арабские страны. Однако ряд ученых считают, что на территории Африки произошло возникновения первоначальной человеческой культуры (2, 5млн.р.), которая позже распространилась по всей Азии и Европе. Исследования Естественных наук конца XX вв. свидетельствуют о другом. Зон, где возникла первоначальная Человек Homo habilis (человек умел), а следовательно, и первобытная культура, есть несколько и, прежде всего, это не были зоны с благоприятным климатом.

Структура культурно-исторических зон
1. Север тропической Африки - Судан
2. Бассейн реки Конго - 3аїр, ЦАРЬ, Камерун, Гвинея, Габон, Конго
3. Восточная Африка - Эфиопия, Джибутти, Сомали, Кения, Уганда, Руанда, Бурунди, Танзания, Замбия, Малави
4. Южная Африка - Ангола, Мозамбик (юг), Зимбабве, Ботсвана, Намибия, ЮАР, Свазиленд, Лесото
В классическом понимании в III тыс. до Р.Х. под Африкой понимали земли Ливии и Эфиопии, с которыми Египетского уже в то время имел связи, а египетские Мореплаватели (УИ-В в. до Р.Х.) плавали вокруг этого континента. Египтяне не ограничивались только знакомством с побережьем Африки, а проникали вглубь ее территории. В-III в. до Р.Х. народы всех культурных зон Африки имели прочные торговые связи со своими соседями, и в первую очередь с Єгиптом. Анализируя влияние африканской культуры на развитие Египта, африканознавці выделяют наиболее развитую часть африканского континента и рассматривают ее как зону формирования этого культурного региона.
Наличие различных культурных зон затрудняет возможности системного анализа этого региона, потому что одни и те же явления культуры здесь существенно разнесены во времени и пространстве. В частности, если первые государственные образования в Западной Африке возникают в III ст.. после Р.Х., то в Центральной Африке-с X в., в Восточной и Южной Африке - с IV ст. Это же можно сказать о религии, искусство, художественные ремесла и т.д.
Как и у большинства народов мира, представление африканцев о мироздании носили религиозно-мифологический характер. В них тесно переплелись сверхъестественное и естественное начала. Сверхъестественное: главное божество является первопричиной всех божеств, которые занимаются землей, лесами, водой, предками и т.д. Предки обеспечивают взаимосвязь сверхъестественного (их души) и природного. Включение в религиозной жизни все новых и новых членов происходило естественным путем через целый ряд религиозных обрядов.
Археологические исследования африканского культурного региона в XX в. стали убедительным доказательством наличия высокой художественной культуры. Углеродный анализ возраста находок удостоверяет, что уже более 10 тысяч лет в этих народов существовали петроглифы и наскальная живопись, богатый как жанрам, так и использованием различных техник и красок.

Дальневосточный культурный регион
При анализе этого региона, как правило, рассматривают народы Китая и Японии. Однако ряд исследователей, принимая во внимание, что здесь присутствуют три основные группы населения монголоидной расы: северная (Сибирь и северо-восточный Китай); восточная (Монголия, север Китая); смешанная (юг Китая, Индонезия), - расширяет границы культурного анализа. Общим признаком этого региона является не только географические границы, раса, но и особые религиозные, социально-философские системы, такие как: синтоизм, даосизм, буддизм, конфуцианство, легізм и т.д. Культура этого региона особое и тем, что здесь самоосознания направлено во внутренний духовный мир человека, тогда как у большинства народов - на природное окружение индивида, материальный мир.
Культура Китая является древнейшей, содержит только ей присущие элементы. В частности, население Китая тысячелетиями проживало и проживает в одном четко очерченному географическом регионе, в течение длительного времени было духовно отделено от культур других народов. Во второй половине XX в. ученые мира признали, что территория нынешнего Китая была одним из районов формирования первобытного человека. Первые государственные объединения на территории нынешнего Китая датируются вторым тысячелетием до Р.Х. Они прошли сложный путь развития, упадка и возрождения и способствовали формированию таких китайских империй, как Цинь, Хань, позже царства Вэй, В, Шу. Лишь в VI в. завершается болезненный процесс борьбы династий и страна интегрируется династией Суп, которая меняется династиями Тан, Сун, Мин, цин. Последняя потерпела поражение в 1911-1913 гг. во время Синьхайской революции. Междоусобные войны, борьба за власть между различными родоплеменными группами мешали развитию Китая, поэтому не случайно, что в В-IV в. до Р.Х. появляется учение Конфуция, основным содержанием которого были социальная гармония, гуманизм. Следует отметить, что уже в настоящее время Китай освоил культуру орошаемого земледелия, строительства каналов, обладал знаниями по астрономии, математике, мореплавания, медицины.
Конфуцианство положительно повлияло на развитие всех видов искусства. Практически до X в. в Китае состоят основные жанры живописи, заявляются научные труды о искусство, развиваются литература, искусство застройки, начинается театральное искусство.
Япония для европейцев стала известной в период классического Средневековья как страна неизвестных до того времени форм общения, сожительство, особой социальной организации. Япония - островная страна, поэтому не удивительно, что исторические сведения о ней принадлежат самим японцам. Появление племенных господствующих союзов приходится на НЕТ - IV ст. Использование труда рабов в этот период не получило всеобщего характера и не стало доминирующим фактором в формировании японской культуры. Заимствования буддизма от своего соседа Китая стимулировало культурное развитие Японии. Феодальный кодекс Тайхорьо (начало VIII в.) зафиксировал Создание раннефеодального жестко централизованного государства.

Европейский культурный регион
Основные характеристики Европейский культурный регион:
1. быстрые темпы смены общественно-экономических эпох;
2. формирование основных культурных стилей;
3. динамическое освоения природной среды;
4. создание машинного производства;
5. лидерство в мировом культурном развитии.
Европейский культурный регион - это не столько территория, сколько особый способ жизни социумов, система ценностей, прогресс во всех сферах бытия.
В древности территория современной Европы была этнически неоднородной. Греки, этруски, ромеї, кельты, лигуры, иберийцы, иллирийцы, фракийцы, скифы составили за исторически короткий промежуток времени основные нации современной Европы. Как считает большинство ученых, основы европейского культурного сообщества начатые в раннем Средневековье (V-XI вв.). В настоящее время различные этносы, проживавшие на этой территории, и пришлые племена с севера через болезненный процесс формирования и распада новых государственных образований составляют основы западноевропейского Средневековья.
Однако европейский культурный регион - это не только средневековая Европа второго тысячелетия, но и прежде всего восходящее развитие от античности, христианской культуры средних веков, Возрождения, Реформации, Просвещения до Новейшего времени XX ст. Европейский культурный регион богат типами культур, которые, видоизменяя друг друга, обеспечили ему социально-экономический, духовный прогресс. Человек античного мира не выделял себя из природы, не считала себя единственной во всем чувственно осознанном космосе. По своему образу и подобию она населяло его божествами, с которыми жила на равных. Люди жили как боги, а боги - как люди.
Античности Европа обязана появлением первых архитектурных ордеров, философских школ, развитием литературы, скульптуры, живописи, театра, музыки. Следует отметить, что в Древней Греции и Риме практически состоялся первый раздел на гуманитарные и естественные науки, на предметы науки. Античная культура легла в основу более поздних социальных систем.
Внимание. Античная Европа, будучи рабовладельческой, не пройдя этапа феодального развития, в управлении на тысячелетия опередила социально-экономическое развитие Европы, начав такие типичные для буржуазного общества формы демократии, как полис, сенат, выборность.
В своем развитии западно-европейское Средневековье не было однородным как по составу населения, так и по способу становления тех или иных государственных образований. Однако, в его основе общими чертами являются аграризація населения, социальная дифференциация, христианство. Последнее и как определенная культурологическая концепция давало ответы на все вопросы". В литературе второй половины XX в. можно встретить определение Средневековья как этапа инквизиции, догматизма и т.д. Но это скорее политические сроки, чем научно обоснованные теоремы. Средние века были прогрессивным явлением в смене общественно-экономических формаций. В этот период широкое распространение приобретает образование, зарождается латинская городская и сельская литература, рыцарская поэзия, поэзия трубадуров и вагантов, готический стиль в архитектуре, университетское образование. Доминирующим становится сакральное искусство.
Укрепление средневековых городов, постепенное перерастание ремесла в мануфактуру, накопления богатства в городской знати требовали появления свободной рабочей силы, а следовательно, создали предпосылки формирования новой культурной эпохи, которая получила название Возрождения (XIII - первая четверть XVII ст.). Возрождение наиболее рельефно проявилось впервые в итальянских городах. Эпоха Возрождения начала фундаментальные открытия в естественных науках, гуманизм в общественных отношениях (Раннее Возрождение), а в период своего упадка и перехода в Реформацию - смене научной парадигмы.
Эпоха Возрождения была не просто возрождением чего уже достигнутого античным миром или формированием новых отношений, - она была своеобразным способом жизни, мышления, мировоззрения.
Становление и победа буржуазных отношений в Европе в XVIII в., первая техническая революция лежали в основе следующей эпохи - эпохи Просвещения, когда знание становится загальносуспільною ценностью, а развитие мирового сообщества - общественно зпрогнозованим, с предсказуемыми этапами в будущем.

Индийский культурный регион
В основе выделения этого региона лежат два фактора: географический территория и место) и культурно-исторический (своеобразие развития). По этнически-родовым происхождению здесь проживают арабы, афганцы, бхіли, греки, гунны, кушуни, тюрки и другие. В справочниках указано, что более 72% составляют індоарії. Население Индии разговаривает 834-а языками и диалектами и насчитывает около 80-и этносов. Индия прошла сложный путь своего развития. Как целостное образование она находилась очень короткие периоды, все время попадая под порабощения другими народами. Несмотря на это культура Индийского региона сохранила свой специфический характер и своеобразие. Она начала складываться в IV тысячелетии до Р.Х. и уже в III тысячелетии царила на территории около 2 млн. квадратных километров. Несмотря на наличие письменности и значительную письменное наследие, представление о культуре этого периода детерминированные остатками материальной культуры (письменные источники полностью не расшифрованы). Обычно принято считать, что в этот период уже царил культ богов, храма. Сутністні элементы культуры этого периода прослеживаются в культуре следующих тысячелетий, что дает основание считать этот период определяющим во всем дальнейшем культурном развитии. Во втором тысячелетии до Р.Х. происходит расселение арийских племен, формирование нового культурного единства - индийской культуры.
Начало первого тысячелетия заложил основы системного религиозного мировоззрения, изложенного в Ведах (священное знание), которые стали основой веданты - философской системы. Жесткая кастовая система, не подлежащий сомнению авторитет брахманов, недовольство населения своим социальным положением способствовали формированию буддизма и джайнизма с их четырьмя истинами: существование страданий, причины страданий, освобождение от страданий, путь к освобождению. Освобождение от страданий возможно путем медитации.
Джайнизм и буддизм приживались на реальной социальной почве и постепенно наполнились положениями брахманизма, сформировав такое религиозное направление как индуизм, что стал духовным мировоззрением современной Индии.
Мировоззренческие религиозно-философские системы индийского региона существенно повлияли на содержание и форму его искусства. До наших времен сохранились такие сакральные памятники архитектуры, как релікварії, колонны, храмы, монастыри. Достопримечательности светской архитектуры практически не сохранились и известны из исторических описаний. Литература, скульптура, живопись в основном носили религиозный характер, часто были связаны с этнически-родовым восприятием мира, является художественно канонизированными, что способствовало сохранению и трансформации в настоящее тогдашнего мировосприятия.

Латиноамериканский культурный регион
Особенность этого региона в том, что его культурные принципы следует рассматривать в двух исторических плоскостях: до открытия Америки и после открытия Америки. В доколумбовий период этот регион был заселен индейскими племенами, выходцами из Азии. Современная наука доказывает, что это произошло еще 70-25 тыс. гг. до Р.Х. В период с III по IX в. здесь явно выделяются две культурные зоны: Мезоамерика и Андская область. Сегодня эти зоны связаны с такими некогда высокоразвитыми цивилизациями, как майя, ацтеки и инки.
Современные исследования не дают однозначного объяснения всех особенностей культуры этих цивилизаций, причин освоения ими естественных наук, назначение многих остатков материальной культуры (каналы, дороги, огромных размеров загадочные геометрические знаки и тому подобное). Археологические раскопки свидетельствуют, что до инков, майя, ацтеков здесь длительное время существовали такие культуры, как Ламбайеке, Чавин, Мочика, Государство, Тиауанако и другие. Культура людей древней Америки поражает и сегодня. Они имели хорошие знания по математике, астрономии, медицине, мореплавания; развивали многоотраслевое ремесло, освоили такие земледельческие виды культур как кукуруза, картофель, помидоры, подсолнечник и другие; изобрели письмо, открыли каучук, создали багатожанрову литературу, мифологический и исторический эпос, философскую и любовную лирику, сказки, песни, были хорошими архитекторами - создали храмовую архитектуру культа Солнца, владели искусством настенной живописи.
Конец XV в. положил начало упадка этой самобытной многовековой культуры. Европейцы появились здесь как завоеватели, африканцы - как их рабы. Возникают новые расово-этнические образования: метисы, самбо, мулаты. Практически с начала XVI в. в этом регионе начинает формироваться новая человек, культурно-этническая самоидентификация которой стала не просто сложной, а в большинстве случаев невозможна.
В XIX - первой четверти XX в. прибытия в Латинскую Америку выходцев с Ближнего Востока и Европы привело к такому многоэтнического смешение рас, которого к тому человечество не знало. В культурно-историческом плане этот процесс не был однородным.
Относительная изоляция от культуры Старого Мира сохранила в лоне народной культуры (фольклор, мифология, ритуалы) достижения коренных народов Латинской Америки, а позже, проникая в культуру Старого Мира, создала новые интегративные ценности.

Выводы

Ни одна теоретическая концепция не может охватить всей совокупности национально-культурных явлений, отношений, которые существовали в прошлом и присущие настоящему. Жизни сотен древних народов, которые в первобытном обществе находились в форме родовых и племенных сообществ, в условиях Античности и Средневековья в форме народностей разных уровней сплоченности и интеграции, содержит чрезвычайно широкий спектр различий, что не всегда позволяют сгруппировать их вокруг какой-то одной определяющей признаки. Поэтому закономерным является палитра научных исследований, школ, что по разному Описывают и определяют критерии региональной типологии культуры. Однако, при всей расхождения взглядов в 80-х годах прошлого века, постепенно складывается устойчивое, научно обоснованный взгляд на проблему типологизации культуры.



Назад