Электронная онлайн библиотека

 
 Культурология

6.3. Культура как необходимое и достаточное условие решения глобальных проблем


Поскольку глобальные проблемы определяют будущее человечества, то методологически правильно будет выяснить, что собой представляет индивид в новом социокультурном поле начале XXI вв. Изучением сущности человека занимались разные науки. Еще в эпосе о Гильгамеше, человек обладает духовным (душа) и материальным (тело) началами. С того времени прошли десятки веков, а человек и сегодня осталась загадкой.
На каждом новом витке истории человек узнает о себе нечто новое постольку, поскольку меняется сам индивид. Освоение ею материального мира, его законов - это триумф интеллекта. Но этот триумф, как в свое время отметил один из выдающихся физиков XX ст. М. Борн, является одновременно и трагической ошибкой здравого смысла. Человеческое осознание существенных изменений бытия часто отстает от реально полученных практических результатов. Классический пример. Значение последствий использования атомного оружия человечество осознало только после ее применения, а использования "мирного атома" - после Чернобыльской катастрофы. Следовательно, не только отдельным индивидам, но и целым человеческим сообществам свойственно ошибаться в принятии далеко идущих решений.
Однако, прежде чем ответить на вопрос о роли культуры в структуре современных глобальных проблем, следует уяснить концептуальные основы самого вопроса.
А. Прежде всего, глобальные проблемы не порожденные природой - они продукт деятельности человека.
В. Культура как феномен бытия и самореализации индивидов способствовала постепенному формированию глобальных проблем.
С. Без человека культура мертва, а ее материальные ценности становятся элементами ландшафта обезлюдненої планеты.
В то же время чем быстрее развивается история, чем больше социальное значимых изменений происходит в единицу времени, тем более заметными различия между поколениями, тем сложнее становятся механизмы трансформации культуры от одних поколений к другим, тем вибірковішим является отношение новых поколений к культурных достижений предыдущих.
Осознание значимости глобальных проблем сегодня не обеспечивает решения их завтра. Итак, действительно ли культура может стать как необходимой, так и достаточным условием оптимального развития соціотехносфери? Эта гипотеза близка по форме (но не по содержанию) к тезису "Красота спасет мир". Однако история XX в. свидетельствует об обратном. Мир системно уничтожает остатки "красоты". Прежде всего, культура - это все, что создано человечеством на протяжении всей своей истории. Этим мы определяем ее структуру, а не содержание. Термины "культурный человек", "культурная государство" или "социальная общность" фиксируют статические параметры овладение этих субъектов достижениями культуры. Однако это не значит, что достояние культуры (такие, как гуманизм, миролюбие, сохранение памятников культуры и др.) завладели сознанием субъектов.
Тогда и только тогда, когда культура овладеет сознанием людей, а культурность станет нормой жизни индивидов, она станет как необходимой, так и достаточным условием решения глобальных проблем.
Культура - это прежде всего прогрессивное развитие человечества. Глобальные проблемы являются следствием культурного развития и одновременно выступают его тормозом. Культурный процесс как самодостаточный самооптимизуеться через систему обратных связей, которые выполняет индивид или индивиды. Последние саморегулюються в планетарном социокультурном поле. С точки зрения теории систем такое образование самодостаточное для корреляции тех или иных флуктуаций, которыми являются глобальные проблемы ХХ-XXI вв. Однако академик В.И. Вернадский не случайно отмечал, что человечество с его ускоренным темпом развития - это "новая небывалая геологическая сила". Человек - субъект ее лидерства и берет на себя не только моральную, но и юридическую ответственность как по отношению к собственной жизни, так и всего сущего на планете Земля. Сегодня встает вопрос, соответствует ли назначение человека ее экологической, общечеловеческой культуре, способна ли она спрогнозировать последствия своей деятельности?
Рональд Хиггинс - один из руководителей лондонской школы экономических исследований, философ, социолог, дипломат в 1978 г. издал книгу "Седьмой враг". В труде Г. Хиггинса сделан прогноз на 20 лет.
„Рост конфронтаций между Югом и Севером...В крупных городах Севера (в том числе и советских) мощная террористическая организация, выступающая от имени народов Юга, проводит постоянные атаки на наиболее уязвимые участки северных городов - системы коммуникаций, транспорт, водоснабжение” /Рональд Хиггинс/.
Это было написано в 1978 г.! Следует отметить, что предсказания Хиггинса, к сожалению, оправдались. Итак, современный уровень научного познания мира, новых тенденций в его развитии может быть не только прогнозируемый, но и скорректирован в направлении, необходимом всей человеческом сообществе.
В условиях глобализации всего общественной жизни нужны не только знания о человеке, которые дает наука, но и знания самого человека. Человек постепенно возвращается к интуитивного восприятия сущности. В ее действиях утверждается провиденциальный. Это отношение живого к живому, что формируется искусством, человеческим братством, общностью человека и природы.
На современном этапе своего развития человечество как единое целое столкнулось с задачей всемирно-исторического измерения - найти и отработать социально-политическую, экономическую и т.п . "технологию" решение глобальных проблем, устранить возможные негативные последствия в функционировании соціотехносфери, что уже действуют сегодня. Задача сложная, потому, что рядом с прогрессивными тенденциями в развитии человеческого сообщества существуют, а часто и усиливаются, негативные проявления этого процесса. Человеческое сообщество неоднородно. Она насыщена различными этносами, которые исповедуют разные ценности и по-разному видят свое будущее. Утешением тут может быть мнение, что более двадцати веков человечество живет в условиях постоянных катаклизмов и надежд. Как говорил Элиот: "Где та мудрость, которую мы потеряли в знании? Где те знания, что мы потеряли в информации?"
Вывод
В течение последних двух десятилетий глобальные проблемы мирового развития находятся в центре внимания ученых и политиков. Они обсуждаются на межгосударственных уровнях, в международных организациях. Шкала взглядов на их решение охватывает все, что можно разместить между крайними пределами - оптимизмом и пессимизмом. Не обходят эту проблему и средства массовой информации, часто подавая ее составляющие как некую сенсацию, которая не имеет ничего общего с научным анализом будущего развития человечества. Кроме того существует бытовой уровень осознание глобальных проблем, который ассоциируется с некоей вселенской катастрофой.
Специфика глобальных проблем заключается в том, что они, имея всеобщий характер, проявляются сначала на одном локальном и даже индивидуальном уровне. В докладе Римскому клубу его президент. Печчеі (1980 г.) отметил, что мир стал более сложным и менее устойчивым, обладает меньшими сырьевыми запасами и энергетическими ресурсами. Свыше 1 млрд. населения находится за чертой бедности. Необходимость объединения всех народов для решения общих проблем является необходимым условием прогресса человечества. Сегодня следует отказаться от национального эгоизма и развивать чувство единой человеческого сообщества.



Назад