Электронная онлайн библиотека

 
 Украинская устное народное творчество

статья 38. Связь жанров песенной лирики с художественной литературой и их исследование


Лирические песни семейно-бытового содержания впервые начали использоваться в новой литературе для музыкального оформления драматических произведений. Ярким примером является «Наталка-Полтавка» и «Москаль-волшебник» И. Котляревского, где наряду с народными произведениями автор вводит собственные тексты. Песня как отдельный литературный жанр выработалась в творчестве поэтов-романтиков. В духе народных - произведения В. Забилы «Соловей», «Маруся», «Лодочка», «Любовь», «Тоска сердца» (сборник «Песни сквозь слезы»); М. Петренко «Весна», «Небо», «Туда мои глаза, туда мое мнение» (сборник «Думы и пение»); Л. Боровиков-ского, А. Метлинського, О. Корсуна и др.

Лирические песни широко представлены в творчестве Т. Шевченко, как уже отмечалось выше, многие из них вошли в народный репертуар как песни литературного происхождения. С народной лирикой перекликаются цикл «Песенки» М. Шашкевича, сборники «Стихи» Я. Головацкого и «Спивомовки» С Руданского; сборники Бы. Гринченко «Песни Василия Чайченко», «Под сельским крышей», «Новые песни и думы Василия Чайченко», «Песни и думы»; поэзии цикла «Мысли и песни» из сборника Ю. Федьковича «Поэзии»; произведения М. Старицкого «Не грусти, моя звезда любимая», «Тяжело, трудно по миру скучать», «Где мне деваться с яростной скукой», «Звезды, звезды, ясные глаза», «Как мы с тобой ознакомились» и др. Созвучных с народной лирикой, однотипных за использованием народной символики и образности есть немало стихов Леси Украинки (сборники «На крыльях песни» и «Думы и мечты»), стихов М. Черемухи («Світляній барышне Дашей», «И не думай, Мару-сенько», «Прасковья» и др.) К жанру песни обращались В. Самойленко («Вечерняя песня»), О. Маковей (циклы «Мысли и образки», «Строфы», «Песни», «Песни из поля»), О. Олесь (сборник «С печалью радость обнялась»), Г. Вороной (танцевальные «Шумко» из сборника «Amoroso» и цикл «Песни» из сборника «Нитка бус»).

Жанр особенно развился в творчестве поэтов «Молодой музы». П. Карманський подает песни в сборнике «Плыл по морю тьмы» («В объятиях винограда заснули белые бази», «Не раз, как солнце лягне за горой», «И уже нам, любимая, никогда не стать...», «Чело мое побелено печалью» и др.) и сборника «Осенние звезды» («Удивляюсь, которые ты имеешь чары...», «Дай руку: пойдем пополам...», «Когда с берез повиснут голые ветви», «Эй, распелся утро сентябрьский», «Барвинком постелюся на дороге» и др.; В. Пачовский прорабатывает народные мотивы в сборнике «Рассыпаны жемчуг» («Ой, я уже имею надежду», «Садимся на лодку оба», «Ой, как море, стонет горе», «Зашумели густые лозы», «Ветер гнет в долину явор и калину», «Ой гай, гай, гай шумит», «Из-за горы ветер дует», «Не зозулька надлетіла», «Эй, закуй мне, зозуле» и др.); С. Чарнецкий в сборнике «В час сумерку (цикл «К ней»), С Твердохлеб в сборнике «В свичаде плеса», 0. Луцкий в сборнике «Из моих дней», Б. Лепкий в циклах «песни», «Над рекой», «На одолженном скрипке», «Из-за моря», «Старая песня» и др.

С лирическими песнями тесно переплетена интимная лирика. Щурата (сборник «Выбор песен»), Г. Чернявского (сборник «Песни любви»), Б. -И. Антоныча (цикл «Витражи и пейзажи», а также «Песня странника», «Песня бодрых бродяг», «Песня о досрочном свет», «Песня о неуничтожимость материи»), О. Близка (цикл «Парубоцьке», «Песня, которой не убить», «Безпутинна песенка», «Примитивная песенка»), В. Полищука (раздел сборника «Девушка», названный «На песенный лад»), П. Тычины (сборник «Ветер с Украины», где наймайстерні-Конкретно есть «Песня» из поэмы «Сковорода», стихотворение «Гаптує девушка», «Песня о гармонии», «Песня кузницы»), Г. Рыльского (сборники «На белых островах» и «Под осенними звездами»), В. Сосюра (сборники «Осень», «Журавли прилетели», «Сквозь ветры и годы»). Образ народной песни создали В. Чумак в стихотворении «Вимережить песню - голубиные крылья», отрывки Украинских песен он цитирует в других произведениях. К жанру романса обращался М. Йогансен в сборнике «Ясень».

Среди современных писателей можно назвать Ирина Калинец (цикл «Осенние песни» из сборника «Опилками в поле»), а также интимную поэзию Д. Павлычко, Г. Винграновского, Б. Олийныка, В. Симоненко и др., много цитирований народных песен подает Лина Костенко в романе «Маруся Чурай».

Казацкие песни начали вводить в литературу поэты-романтики. Собирая фольклорные произведения, они создавали стилизации, чтобы таким образом закрепить утраченные национальные жемчужины. Такими являются произведения А. Метлинського «Козак, гайдамак, чумак», Г. Костомарова «Ой шел казак, ой шел бурлак», Г. Петренко «Чего ты, казак, ты чего, бурлаче», Л. Боровиковского «Козак и буря», Т. Падуры «казацкая Песня», Г. Шашкевича «Почему, казак молоденький», «Мысль» («Ты, коньке, воронику, что ты задумался»), «Среди поля, край могилы», «казак Вышел на гороньку». Позже эти мотивы появились в творчестве Есть. Гребенки «Казак на чужбине» (украинская мелодия), Т. Шевченко «Мысль» («Течет вода в синее море»), Я. Щеголева «Запорожский марш», «В степи», «Орел», «Запорожец», «Запорожец над лошадью», «Казак». В стиле казацко-опришкивских песен появились произведения М. Устияновича «Песнь повстанцев», «Верховинец»; цикл «Песни» Ю. Федьковича («А я себе стрелец!..», «Братья-разбойники - айда за чару!..», «Как засяду, братия, круг чары»).

Этот жанр поэтически проработан в сборнике В. Чумака «Песни прошлых времен» и в стихотворении «Я буду співать о лихих казаков» в сборнике «Запев». По мотивам казацких песен перекликаются поэзии П. Тычины «Как же он упал с лошади», описание поля битвы после сражения в поэме В. Сосюры «ГПУ»; распространенный мотив проводов казака трансформирован в поэзии О. Телиги «Мужчинам».

Чумацкие песни использовались писателями как исторически достоверный материал для написания авторских произведений. Своеобразными перепевами народных текстов является поэзии Т. Шевченко «Ой не пьются пива-мед», «как Будто степью чумаки», «В воскресенье не гуляла»; чумак является центральным образом в его поэме «Наймичка». В украинской литературе второй половины 19 в. - это поэзии Я. Щеголева «Чумак», «Дочумакувався», поэма П. Морачевского «Чумаки». Есть также эпические и драматические произведения, навеянные народными песнями. Среди них - рассказ Г. Волчку «Чумак», народнопісенна опера С. Руданского «Чумак - украинский дивоспів», пьеса «Чумак» И. Карпенко-Карого и др.

Проблемы, идеи, поднятые в рекрутских, солдатских, жовнірських, вояцкий песнях, также нашли свое продолжение в художественной литературе. Тема солдатчины звучит в поэме «Сова» Т. Шевченко. Жизнь в австро-венгерской армии мастерски изобразил Ю. Федькович в эпических произведениях «Три как родные братья», «Кобзарь и жовняри», «Жовнярка», и сам создал в духе народных песен поэмы «Новобранчик», «Дезертир», поэзию «Рекрут» и др. Эта тема отражена в новеллах В. Стефаника «Выводили из села», «Стратився», О. Кобылянской «Письмо осужденного на смерть воина к своей женщины».

Темы крепостных, бурлацких и батрацких песен наиболее ярко отразились в творчестве Т. Шевченко. Некоторые его лирические произведения можно считать авторскими перепевами народных текстов. Эти мотивы есть и в поэзии Я. Щеголева «Бродяги», «На чужбине», «Ткач», «Портной», «Чередниця» таин.; И. Манжуры - «Бродяга», «Бурлакова могила», «заработок», «Босяцька песня»; И. Гушалевича «Бурлак»; П. Карманского «Бурлацька»; М. Вороного «Бурлацька». Во время фольклорной экспедиции в с Романовке летом 1961 p. M. Рыльский на основе крепостных песен написал поэму о судьбе крепостной «Марина», подавая к разделов эпиграфы из народных источников. Мотивы бурлацько-заробитчанских песен использовали В. Конисский в рассказах «Наймичка», «За плахту», «Больная душа», «Барская воля»; И. Нечуй-Левицкий в повестях «Бурлачка» и «Николай Джеря»; И. Карпенко-Карый в драмах «Бурлачка», «Наймичка»; В. Винниченко в ряде рассказов из сборника «Красота и сила».

Рабочий фольклор лучше всего представлен в творчестве И. Франко, в частности его «Бориславском цикле»; а также как вкрапления в произведениях поэтов-футуристов и поэтов советской эпохи.

Еміґрантська тематика пронизывает лирике украинских поэтов в изгнании: П. Карманского сборник «Блуждающие огни», В. Олеся сборник «Чужбиной», ряд сборников Есть. Маланюка и О. Ольжича, Т. Осьмачки, 0. Тарнавского (сборники «Мосты» и «Одинокое дерево») и др.

Тюремно-каторжанська лирика представлена в творчестве Т. Шевченко (цикл «В каземате»), П. Грабовского, И. Франко, П. Карманского (цикл «Из тюрьмы»), а также в повести писателей Расстрелянного Возрождения и поэтов-диссидентов - В. Стуса, И. Калинца («Невольнича муза»), Я. Лесива (сборник «Тюремная тишина») и др.

Собирание и исследование лирических песен

Первые публикации украинских песен появляются в конце 18 в. в российских сборниках М. Чулкова, В. Трутовского, И. Прача и др. Отдельным сборником украинских песен «Малороссийские песни» М. Максимовича (1827), где содержится более 100 текстов. В следующем его сборнике «Украинские народные песни» (1834) он подает произведения по циклам: военные песни, бурлацькі, чумацкие. На этот период приходится и начало изучения украинской народной лирики. В частности, появляется диссертация О. Бодянского о народную поэзию славянских племен, магистерская диссертация М. Костомарова «Об историческом значении русской народной поэзии», его исследования «В цикле весенних песен в народной южнорусской поэзии» (1843) и комментарии к сборнику «Народые песни, собранные в западной части Волынской губернии» (1844).

На западноукраинских землях впервые украинские лирические песни вышли в свет в сборниках Вацлава с Одесская «Песни польские и русские люда галицкого...» (1833) и Жиготи Паули «Песни русского народа в Галиции» (1839-1840). Заметным явлением было также издание альманаха «Русалка Днистровая», куда вошли отдельные образцы текстов. Ценные по собранным материалом были сборники А. Метлинського, П. Лукашевича, а особенно М. Лысенко «Сборник украинских песен», куда вошло 40 произведений с нотами (1858). О. Серов в статье «Музыка южнорусских песен» (1861) впервые обосновал необходимость изучения мелодий народной лирики.

С фундаментальными научными исследованиями выступил В. Потебня в двухтомной труда «Объяснение малороссийских и родственных народных песен» (1883-1887). Значительным достижением украинской фольклористики было издание И. Рудченко сборника «Чумацкие народные песни» (1874) с обширным предисловием. На конец 19 - начало 20 в. приходится публикация семи выпусков «Сборник украинских песен», заключенного М. Лысенко (1868-1907) по сорок песен в каждом, и двенадцать изданий «Сборника народных украинских песен». Проблемы народной лирики в своих трудах исследовали М. Драгоманов, П. Житецкий, Г. Сумцов.

Большую роль в сборе и изучении жанра сыграл И. Франко. В частности, этой проблеме он посвятил ряд научных исследований: «Женская неволя в русских народных песнях» (1882), «Как возникают народные песни» (1887), «О музыкальную форму древнерусских песен и стихов» (1900), «Попытка систематики украинских песен 18 века» (1908), «Студии над украинскими народными песнями» (1913). В деле изучения лирических песен значительную роль сыграли труда В. Гнатюка, Д. Яворницкого, Я. Новицкого, К. Цветки, а особенно - Ф. Колеса-си «Ритмика украинских народных песен» (1907), «Украинская народная песня на переломе 17-18 вв.» (1928).

Среди современных украинских исследователей выделялись В. Дей (най-фундаментальный труд «Поэтика украинской народной песни», 1978), Ф. Погребенник («Наша дума, наша песня», 1991) и др.

Литература

 

Гнатюк В. Вступительное слово к сборнику «Коломийки» / / Гнатюк В.М. Избранные статьи о народное творчество. - К.: Наук, мысль, 1966. - С 151-173.

Гнатюк В. Песенные новообразования в украинско-русской народной словесности / / Гнатюк В.М. Избранные статьи о народное творчество. - К.: Наук, мысль, 1966. - С 78-96.

Грушевский М. История украинской литературы: В 6 т., 9 кн. - Т. 1. - К.: Лыбидь, 1993. - 392 с.

Дей А.И. Поэтика украинской народной песни. - К.: Наук, мысль, 1978. - 250 с

Девушка из легенды - Маруся Чурай. - К.: Днепр, 1974. - 108 с

Драгоманов М. Новые украинские песни о общественные дела (1764 - 1880) / / Драгоманов М. Избранное. - К.: Лыбидь, 1991. - С 456-460. Шуточные песни. - К.: Наук, мысль, 1967. - 800 с

Закарпатские лирические песни / Сост. М. Кречко. - Киев, 1959. - 281 с

Закуковала кукушечка: Антология украинского народного поэтического творчества. - К., 1998. - С. 251-449.

Коломийки в записях И. Франко / Передм. А.И. Дэя. - К., 1970. - 133 с

Коломийки / Передм. Н.С. Шумади. - К.: Наук, мысль, 1969. - 603 с

Костомаров М. Несколько слов о славяно-русской мифологии в языческом периоде, преимущественно в связи с народной поэзиею / / Костомаров М. Славянская мифология. Избранные труды по фольклористики и литературоведения. - К.: Лыбидь, 1994. - С 257-279.

Колесса Ф. Украинская народная словесность. - Эдмонтон, 1983. - С 94-113.

Наймитские и батрацкие песни / Вступление, ст. СЯ. Грици. - К.: Наук, мысль, 1975. - 516 с

Народные думы, песни, баллады / Вступление, ст. В. Яременко. - К., 1970. - С 139-280.

Народные жемчужины. - К., 1971. - 391 с

Народные песни в записях Ивана Манжуры / Сост., вступление, в. и примечания Л.С. Кашириной. - К., 1974. - 351 с

Народные песни в записях Павла Тычины / Сост. и примечания В.И. Суржі, вступление, ст. А.А. Правдюка. - К., 1976. - 178 с

Народные песни в записях Степана Руданского / Сост., вступление, в. и примечания Н.С. Шумади. - К., 1972. - 290 с

Народные песни с голоса Днипровой Чайки и в ее записях / Сост., вступление, в. и примечания А.И. Дэя и В.Г. Пинчука. - К., 1974. - 215 с

Народные песни-над Днестра в записях Євгенії Ярошинской / Сост., вступление, в. и примечания М.В. Гуця. - К., 1972. - 324 с

Народные песни на слова Тараса Шевченко. - К., 1961. - 239 с

Песни из Галичины / Сост.: Р.П. Береза, М.О. Дацко. - Львов, 1997. - 192 с

Песни литературного происхождения / Сост., вступление, ст.: В.Г. Бойко, А.Ф. Омельченко. - К.: Наук, мысль, 1978. - 494 с

Песни и романсы украинских поэтов: В 2 т. - К., 1956. - Т. 1. - 348 с. - Т. 2. - 388 с

Погребенник Ф. Наша дума, наша песня: Очерки-исследования. - К., 1991. _ 207 с

Потебня АЛ. Из лекций по теории словесности / / Потебня А.А. Эстетика и поэтика. - М., 1976. - С. 464-558.

Социально-бытовые песни / Вступление, ст. О. Хмілевської. - К.: Днепр, 1985. - 331 с.

Украинские классические романеи / Сост., вступление, ст. Т.П. Булат. - К., 1983. - 335 с.

Украинские народные песни в записях Владимира Гнатюка / Сост., вступление, и примечания в. М. Яценко. - К., 1971. - 324 с

Украинские народные песни в записях 3. Доленги-Ходаковского. - К., 1974. - 782 с

Украинские народные песни в записях Александра Потебни / Сост., вступление, в. и примечания М.К. Дмитренко. - К., 1988. - 311 с

Украинские народные песни и думы. - К.: Т-во «Знание» Украины, 1992. - 96 с

Украинские народные романсы / Вступление, ст. Л. Ященко. - К.: Вид-во АНУРСР, 1961.-412 с.

Украинские символы / За ред. М. Дмитренко. - К., 1994. - 140 с

Украинские сечевые стрельцы в песнях / Вступление, ст. О. Левченко. - Тернополь, 1991. - 112 с

Рекрутские и солдатские песни / Сост., вступление, ст. О. Правдюк. - К.: Наук, мысль, 1974. - 624 с

Чумацкие песни / Вступление, ст. А.И. Дэя. - К.: Наук, мысль, 1976. - 462 с.

Чумацкие песни / Вступление, ст. А. Иваницкого. - К., 1989. - 247 с

Шумада Н.С. Поэтическое творчество украинского народа / / Закувала кукушечка: Антология украинского народного творчества. - К., 1989. - С 5-18.

Франко И. Владимир Гнатюк. Коломийки, т. 2 / / Франко И. Произведения: В 50 т. - Т. 37. - К.: Наук, мысль, 1982. - С 147-149.

Франко И. К истории коломийкового размера / / Франко И. Произведения: В 50 т. - Т. 39. - К.: Наук, думка, 1983. - С 232-242.

Франко И. Женская неволя в русских народных песнях / / Франко И. Произведения: В 50 т. - Т. 26. - К.: Наук, мысль, 1980. - С 210-253.

Франко И. Студии над украинскими народными песнями / / Франко И. Произведения: В 50 т. - Т. 42. - К.: Наук, мысль, 1984. - С 7-492.

Франко И. Студии над украинскими народными песнями / / Франко И. Произведения: В 50 т. - Т. 43. - К.: Наук, мысль, 1986. - С 7-354.

Франко И. Как возникают народные песни / / Франко И. Произведения: В 50 т. - Т. 27. - К.: Наук, мысль, 1980. - С 57-65.



Назад