Электронная онлайн библиотека

 
 Культурология

7.1. Содержание понятия "художественная культура". Искусство как форма художественно-образной интерпретации действительного и мнимого


Художественная культура выступает одним из важнейших компонентов духовной культуры. Вместе с познавательной, религиозной, моральной, политической культурой она призвана формировать внутренний мир человека, способствовать развитию человека как творца культурных ценностей. Ядром художественной культуры является искусство как форма художественно-образной интерпретации действительного и мнимого. Виды искусства - литература, театр, живопись, скульптура, архитектура, музыка благодаря использованию различных средств выразительности осваивают действительность в форме неповторимо-индивидуального художественного образа. Эти формы могут быть разными - от метафорической к реалистичной, и они всегда отражают судьбу людей и народов, идеи и проблемы своего времени.

Одним из важнейших компонентов культуры как совокупности созданных человечеством ценностей является художественная культура.
Художественная культура - это сложное, многослойное образование, которое объединяет все виды искусства, сам процесс художественного творчества, его результаты и систему мероприятий по созданию, сохранению и распространению художественных ценностей, воспитанию творческих кадров и зрительской аудитории.
Понимая культуру как "вторую природу", как совокупность материальных и духовных ценностей, как развитие сущностных сил человека, способ воспроизведения человеком самого себя как существа духовной, мы рассматриваем художественную культуру как наиболее стабильный гуманистический регион культуры. Ведь среди разветвленной системы исторически выработанных и закрепленных традиции духовных ценностей - религиозных, философских, нравственных именно художественные, эстетические ценности, сохраняя величественные достижения человеческого гения в произведениях искусства, стоят на страже целостности культуры и жизненного опыта, собранного человечеством в течение тысячелетий.
Ядром художественной культуры, ее системообразующим фактором выступает искусство как художественно-образное воспроизведения действительного и мнимого.
„О, не покину, музы, я ваш алтарь! Истинной жизни не будет без искусства” (Еврипид). Актуальность этих слов, произнесенных великим древнегреческим драматургом Эврипидом более двух тысяч лет назад, подтверждается каждым мгновением нашей бурной жизни. Искусство было и остается одним из важнейших факторов духовной жизни человечества. Оно стимулирует творческую деятельность, освящает и обогащает жизнь человека эмоциональными переживаниями и размышлениями.
Можно ли научиться понимать искусство? Возможно, кому то покажется это странным, ведь считается, что это доступно каждому. Но вместе с тем, мы знаем, что на разных людей один и тот же произведение производит разное впечатление. Кто послушал музыку, посмотрел скульптуру и забыл об услышанном и увиденном, а у другого это произведение вызвало множество чувств и мыслей.
Первый не понял, о чем рассказал художник своим произведением, так и остался равнодушным. Мы чувствуем различие между языком художественных произведений и той, которой пользуются в быту. И овладеть этим языком "особым языком" искусство - необходимо каждому, кто стремится совершенствования внутреннего мира.
На протяжении многих веков человечество увлеченно обсуждает проблемы, связанные с процессом создания художественных ценностей и их восприятием. Но, несмотря на это, мы почувствуем заметны осложнения, если хотим найти окончательное определение понятия "искусство". Чаще всего в размышлениях об искусстве люди воспроизводят свои эмоциональные переживания, связанные с этим уникальным феноменом. Еще в древности утвердилась мысль, что искусство, развлекая, поучает. Великий французский романист Оноре де Бальзак говорил, что все, начиная с фрески и скульптуры и заканчивая карикатурой, является живой историей, символом времени, языке народов и, в конце концов, могучей силой. Английский художник Джошуа Рейнольдс был убежден в том, что цель искусства - дополнить естественную недостаточность вещей и удовлетворить потребность в воплощении того, что есть в воображении человека. Еще смелее высказался в предисловии к своему знаменитого романа "Портрет Дориана Грея" английский писатель Оскар Уайльд, говоря, что искусство - это зеркало с отражением того, кто смотрит в него, а вовсе не жизнь. И хотя все эти высказывания (как и многих других) является, без сомнения, интересными для дальнейшего обсуждения, и все же-таки научными их не назовешь.
В давние времена называли искусством умения, навыки, которые были необходимы для того, чтобы изготовить любое изделие. До некоторой степени это значение слова сохраняется и сегодня. Ведь любую деятельность, которая достигает высочайшего уровня мастерства, мы называем "искусством".
У древних греков такого значение приобретало слово "techne", от которого происходят слова "техника", "технология". Латинское слово "аrt", хорошо известное нам, было больше ориентировано на гуманитарные знания и в переводе тоже означало "ремесло, занятия".
В Древней Греции и Древнем Риме было нормирован разграничение между искусствами "высокими" и так называемыми "сервільними" (от лат. - быть рабом, служить). Свободные граждане не занимались тяжелым физическим трудом или обслуживанием. Все их усилия были направлены на посещение театров, музеев, участие в философских диспутах, поэтических соревнованиях и т.д. Для этого нужны были такие искусства, как логика, астрономия, музыка и другие. Недаром прекрасный бог Аполлон, покровитель искусств, на горе Парнас был окружен Музами, дочерьми Зевса и Мнемосіни, богинями наук и искусств, каждая из которых отвечала за свой вид искусства: Эвтерпа - за лирическую поэзию, Клио - за историю, Талия - за комедию, Мельпомена - трагедии, Терпсихора - за танец, Эрато - за любовную поэзию, Полигимния - за гимны, Урания - за астрономию, Каллиопа - за эпос. А ремеслом - строительным, сельскохозяйственным, сапожным - занимались рабы и бедняки. К ремесел или сервільних искусств относили прежде живопись и скульптуру.
Эта традиция до некоторой степени сохранилась и в эпоху Средневековья. Университетский курс наук, в который входили грамматика, риторика, логика, арифметика, геометрия, астрономия и музыка, называли "свободными искусствами", а труд художников считалась лишь ответом на призыв Божественной силы.
А вот в эпоху Возрождения, когда с новой силой зазвучали идеи о достоинстве человека, искусство стало объектом исследования в его ориентации на реальную действительность.
Научное изучение искусства, закономерностей его развития началось в XVIII ст. Это, прежде всего, было связано с выделением самостоятельного раздела философии, отдельной отрасли философского знания о красоте и законы ее воспроизведения в произведениях искусства, которая получила название "эстетика" (от древнегреческого "aisthesis" - чувственное восприятие).
Внимание! В научный оборот термин "эстетика " был введен немецким философом Александром Готлибом Баумгартеном, который назвал свою двухтомный труд, вышедшей в свет в период с 1750 по 1758 год, "Акроматична эстетика". Эстетику ученый рассматривал как "теорию чувственного познания", а искусство - как воплощение красоты.
Новую страницу в исследованиях природы искусства открыли произведения Вольтера, Дидро, Лессинга, Винкельмана, представителей немецкой классической философии Канта и Гегеля. их идеи заложили основы современной эстетической науки. Хотя надо признать, что в некоторых случаях выводы ученых того времени были довольно неожиданными. Так, в работе французского аббата Ж.Б.Дюбо "Критические размышления о поэзию и живопись (1719 г.) изменения в искусстве объяснялись изменениями в температуре воздуха. Через 50 лет немецкий философ Иоганн Гердер уточнял: искусство меняет свою форму под воздействием климата, зависит от национального характера.
Для Гегеля искусство выступало результатом глобального развития мира. Причина движения художественного процесса и изменения его стадий (символическая, классическая, романтика) объясняются постепенным развитием Абсолютной идеи.
На сегодняшний день эстетика, пройдя долгий путь становления и развития, является одной из важнейших философско-культурологических дисциплин.
Эстетика - система законов, понятий и категорий, отражающих эстетические качества действительности и процесс ее освоения по законам красоты, особенности функционирования искусства, его восприятие и понимание его результатов.
Занимаясь изучением общих закономерностей развития искусства, эстетика выступает общей теоретической основой по отношению к специальных наук, которые в основном имеют прикладной характер (литературоведение, театроведение, музыковедение, теория изобразительного искусства и др.).
Искусствоведение - это совокупность таких специализированных наук, которые призваны изучить происхождение и социально-эстетическую сущность искусства, его конкретные формы, характер функционирования и т.п.
Существует достаточно много определений понятия "искусство", каждое из которых, прорабатывая многовековой опыт ученых - исследователей искусства,- по-своему освещает его назначения и сущностные черты. Одним из них является следующее:
Искусство - это особый вид духовно-практического освоения действительности по законам красоты. Особенность этого освоения заключается в том, что оно выступает в художественно-образной форме.

Особенности воздействия искусства на человека:
1. по его помощью человек способен воспринимать окружающий ее мир в целостности;
2. оно может проникать в самые потаенные уголки человеческой души, волновать и работы человека величественной;
3. непосредственно контактирует с эмоциональной сферой личности, наиболее подвижной и пластической сферой человеческой психики;
4. с помощью искусства идея воплощается в такой форме, которая возбуждает эмоции, активизирует воображение, вызывает особые переживания, которые называют эстетическими, или художественными.
Художественные эмоции возникают лишь при встрече с социально-историческим, весомым, важным для многих. Они являются следствием не механического, пассивного, а непременно творческого восприятия, которое возвышает человека, развивает ее воображение и интеллект. Взаимодействие чувственной и интеллектуальной сфер во время восприятия художественного произведения предоставляет впечатлению особой силы. Недаром российский психолог л . с . выготский, определяя искусство как "совокупность эстетических знаков, направленные на возбуждение в человеке эмоций", назвал эти эмоции "умными". Они несовместимы с сухим рационализмом, насыщенные высшими духовными стремлениями, и прежде всего стремлением к прекрасному. Удивительно точное определение. Кстати, возникновения таких "умных" эмоций можно считать и главным критерием для распознавания произведения искусства в потоке объектов массовой культуры, псевдоискусства.
Вес эмоционального воздействия произведения искусства подчеркивал в далеком прошлом Аристотель, великий древнегреческий философ. Понятие "катарсис" (дословно - очистка) было базовым в его теории прекрасного. Результатом эстетического воздействия искусства на человека он считал особое состояние психики, когда возникают сильные чувства (жалости, гнева, увлечения), от которых, по словам Аристотеля, возникает очистки и облегчение, связанное с удовольствием. Философские произведения Аристотеля - вершина развития эстетической мысли античности.
Искусство занимает уникальное место в духовной жизни общества благодаря своей полифункциональности. Почти каждая из функций искусства является "дублером" той или иной формы практической деятельности человека: существует наука, назначение которой - изучение и познание окружающего мира, но и искусство познания, является педагогика, но и искусство - средство воспитания, существуют язык и современные средства коммуникации, а искусство - особый язык и средство информации.
Разнообразные виды деятельности человека не подменяют искусство или искусство не замещает ни одну из форм деятельности человека, а наоборот, оно специфично воспроизводит, моделирует каждую из них. В этом и заключается основная особенность художественной деятельности в ее всеобщей форме.

Функции искусства:
1. общественно-преобразующая;
2. познавательно-эвристическая;
3. художественно-концептуальная;
4. предвидения;
5. информационная и коммуникативная;
6. воспитательная;
7. внушения;
8. эстетическая;
9. гедоністична.

1. Общественно-преобразующая функция (искусство как деятельность). Проявляется в том, что художественное произведение осуществляет идейно - эстетическое воздействие на людей, включает их в целостно направленную деятельность и тем самым участвует в переоформлении общества. Кроме того, сам процесс творчества - это преобразование с помощью воображения впечатлений, фактов из реальной жизни. В конце концов, любой материал, с которым работает художник, тоже подлежит переработке, в результате которой появляется новое качество. Некоторые научные школы отрицают или умаляют возможность участия искусства в преобразовании существующего мира. Они сводят значимость искусства к выполнению компенсаторної функции - искусство в сфере Духа помогает восстановить утраченную гармонию. Такое действие присуща искусству, но идеи талантливого художника рано или поздно "будят" сознание аудитории, заставляют ее по-новому воспринять привычное явление.
2. Познавательно-эвристическая (искусство как знание и просвещение). Несмотря на то, что крупнейшие философы мира Платан и Регель считали искусство ниже формой познания истины, которая не может вступать в соперничество ни с философией, ни с религией, все же надо признать, что познавательные возможности искусства огромные. Искусство способно исследовать те стороны жизни, которые недоступны науке. Формула воды Н2О схвачено закон существования явления. И картина талантливого художника-мариниста способна передать мощь стихии. Искусство осваивает богатство предметно-чувственного мира, открывает новое в уже известных вещах, в обычном-необычное.
3. Художественно-концептуальная (искусство как анализ состояния мира). Искусство стремится глобального мышления, решение общемировых проблем, осмысление состояния мира. Художника интересует и судьба его героев, и человечества в целом, он мыслит в масштабах Вселенной и истории, с ними согласовывает свое творчество. История искусства может оказать огромное количество таких примеров. Хотя не всегда эта функция очевидна. В современной науке сильная и антиінтелектуальна течение, которое идет от интуитивизмом Анри Бергсона, в психологии - от Зигмунда Фрейда, в искусстве - это текущий сюрреализма, которая признает "автоматическое письмо", "эпидемию сна", "отключение ума". Но и в таком случае мы получаем своеобразную картину мира, которая строится на вспышках интуиции.
4. Функция прогнозирования ("кассандрівське начало"). И в данном случае речь идет об использовании интуиции. Если ученый делает вывод индуктивным путем, то художник способен образно представить себе будущее. Художник, опираясь на интуицию, может достоверно предсказать будущее путем экстраполяции - вероятного продолжения линии развития уже существующего. И здесь мы имеем в виду не только фантастику, хотя это и является наиболее удобный пример.
5. Информационная и коммуникативная (искусство как сообщение и общения). Анализ именно этой функции искусства лежит в основе современных эстетических теорий, которые разрабатываются ^семиотикой, ^компаративістикою и др. Искусство рассматривается как своеобразный канал связи, как знаковая система, которая несет информацию. При этом информационные возможности художественного языка оказываются значительно шире, язык искусства более поняла, метафоричности, эмоционально сильнее, чем разговорная.
6. Воспитательная ("формирование целостной личности). Воспитательное значение философии заключается в воздействии на формирование мировоззрения, политики - на политические взгляды, а вот искусство влияет комплексно и на разум, и на душу человека, формирует целостную личность. И влияние искусства не дидактический, не морализаторский. Искусство влияет на личность через эстетический идеал, который проявляется как в положительных, так и отрицательных образах. Искусство позволяет человеку пережить другие жизни как свои, обогатиться чужим опытом. Этот опыт выступает как художественно организован, обобщенный, осмысленный художником. Кроме этого, особенности современной жизни делают ли не важнейшей еще одну способность искусства - контакт с произведением искусства дает возможность разрядить внутреннее напряжение, волнение, что порождается реальной жизнью, хотя бы частично компенсировать монотонность будней.
7. Функция внушения (суггестивная). Искусство способно внушать способ мышления, чувства, почти гипнотическое влияние на человеческую психику. Особенно эта его способность проявляется в сложные периоды истории. Без сомнения, художник должен осознавать значение этой функции и ответственно относиться к своей деятельности.
8. Эстетическая ("формирование ценностных ориентаций). Под влиянием искусства формируются эстетические вкусы, пробуждается творческое начало личности, ее желание творить по законам красоты. Это вовсе не означает, что каждая личность должна демонстрировать свое желание участвовать в художественной самодеятельности. Но все, что делает человек, должно согласовываться с представлениями о красоте и меру, а представление о сути искусства, критерии оценки произведений искусства должны быть сформированными.
9. Гедоністична ("функция наслаждения). Эта функция связана с тем, что существует игровой аспект художественной деятельности. Игра как проявление свободы приносит эстетическое наслаждение, радость, духовное вдохновение.
Таковы важнейшие функции искусства, хотя их перечень не ограничивается названными. Несмотря на отсутствие прямой прагматической целесообразности существования людей без искусства невозможно. Искусство формирует личность всесторонне, формирует моральные принципы, эстетические вкусы, расширяет кругозор, знания, воображение, фантазию. Всеобщая потребность в искусстве следует, по словам великого немецкого философа Г.Гегеля, из разумного стремления человека духовно освоить внутренний и внешний миры, представив их как предмет, в котором она узнает собственное "Я".

Специфика художественного образа
Формой мышления в искусстве выступает художественный образ. Это основа любого вида искусства, а способ создания художественного образа - главный критерий принадлежности к различным видам искусства. Образы возникают в сознании людей под влиянием реальной действительности, воспринятой с помощью органов чувств. Они являются копиями, отражением действительности. Образы сохраняются в памяти и могут быть воспроизведены воображением. На основе образов памяти художник создает новую реальность - художественный образ, который в свою очередь вызывает в сознании людей (слушателей, зрителей) ряд воображаемых образов.
Художественный образ - это такое сравнение, сопоставление различных элементов реального или придуманного мира, в результате которого появляется новый образ.
Художественный образ обладает своей логике, он развивается по своим внутренним законам. Жизненный материал, лежащий в основе произведения, ведет за собой, и художник иногда приходит совсем не к тому результату, которого стремился. По большому счету, художественный образ строится парадоксально, часто непредсказуемо, непостижимое. Что общего в судьбе талантливой девушки и жизни чайки? А именно этот художественный образ использует А. Чехов в своей бессмертной драме. В образе через столкновение далеких друг от друга явлений раскрываются неизведанные стороны и отношение реальности.
Искусство как одна из важнейших составляющих культуры проявляет себя в многообразии конкретных видов художественного творчества, количество и сложность которых неуклонно растет в соответствии с требованиями времени.
Вид искусства - это реальные формы художественно-творческой деятельности, отличаются, прежде всего, способом воплощения художественного содержания, спецификой создания художественного образа.
Так, например, если слово выступает исходным материалом для создания художественного образа в литературе, в музыке художественный образ формируется через звук, в изобразительном искусстве - объемно-пластическими формами. Вопрос об источнике многообразия видов искусства - одно из традиционных для эстетической теории. Кант считал, что таким источником выступает богатство способностей самого субъекта, Гегель искал его во внутренней дифференциации абсолютной идеи, французские материалисты - в особенностях материала, которым пользуются художники. На сегодняшний день нельзя считать эту проблему полностью решенной. Ясно одно: критериями определения вида искусства не могут выступать лишь средства выразительности или содержание. Эти критерии связанные с характеристикой художественной деятельности в целом: предмет изображения, содержание, средства выразительности, формы воплощения, влияние.
Итак, имея общее происхождение и общие принципы, виды искусства существенно отличаются друг от друга. Отличаются материалом, из которого делаются определенные художественные образы, в большей или меньшей сходством этих образов к реальной действительности, способом передачи образа.
Внимание! Художественное развитие человечества шло от первобытного синкретизма к выделению отдельных видов искусств (от слитного в единое целое художественного мышления в древности отделились танец, музыка, театр, литература и т.д.). В дальнейшем осуществляется обратное движение - от отдельных искусств к их синтеза (архитектура вступает в синтез с живописью, кино объединяет ряд искусств).
Соотношение между видами искусства, их большая или меньшая зависимость друг от друга имеет исторические корни. Каждая историческая эпоха выстраивает свою систему классификации видов искусства.
Аристотель утверждал, что у всех видов искусств есть общая основа-это мімезіс (подражание действительности). Разница между ними в том, по какой причине и какими средствами это наследование происходит. В эпоху Возрождения разницу между искусствами видели в том, какой материал используется, соответственно, какой орган чувств активизируется при восприятии произведения искусства. Подобный подход удержался довольно долго. Только в немецкой классической эстетике возникли новые идеи. В частности, Регель утверждал, что виды искусств развиваются как система, которая рождается "духовным климатом эпохи".
Система меняется, в ней выделяется тот вид искусства, который больше всего соответствует исторической своеобразие эпохи:
Первая стадия развития искусств - символическая. Идея ищет адекватного ей чувственного проявления, в материале оказывается намеком, здесь необходимо полное соответствие между содержанием и формой (как, например, в архитектуре Древнего Египта).
Вторая стадия - классическая. Примером может выступить скульптура Древней Греции - доминанта всего античного искусства, закрепляющий гармоничное единство человека и мира.
Третья - романтика. По словам Гегеля, главный признак этой стадии в том, что идеи стремятся преимущества над внешним, это приводит к несоответствия содержания и формы. В роли ведущих видов искусства своего времени Гегель определял музыку, поэзию, живопись.
В XIX в. процесс формирования основных видов искусства был практически завершен. Предложенная в то время классификация искусств акцентировала художественное значение пространства или времени в видах искусства, их воздействии на органы чувств. Появилась и стала традиционной вышеприведенная схема.
Понятно, что предложенные принципы классификации произведений искусства нельзя считать окончательными, они носят лишь общий характер и требуют дальнейшего уточнения, тем более, что с развитием технических средств, появлением новых выразительных возможностей можно ожидать возникновения новых видов искусства. Кроме того, расширяется пространство для взаимовлияний, синтеза искусств.
Синтез искусств - это союз равноправных видов искусства, которые направлены к одной цели и в итоге дают новую художественную качество.
Например, сочетание музыки и театра приводит к появлению музыкального театра в различных его формах. Архитектурное пространство обусловливает характер отделки. Синтез изобразительного искусства и архитектуры порождает монументальная живопись. Не менее важным является и непосредственная связь, которая осуществляется между видами искусства, когда под влиянием одного произведения искусства рождается другой. Под влиянием впечатлений от живописных произведений рождается музыкальное произведение (например, "Картинки с выставки" Модеста Мусоргского), или литературное произведение требует изобразительного дополнения (вспомним гениальную "Екатерину" Тараса Григорьевича Шевченко).

Стиль в искусстве
Еще одним основательным понятием, необходимым для полноценного анализа произведения искусства выступает понятие "стиль". Само слово имеет древнегреческое происхождение, в древности означало название палочки для письма. Постепенно значение слова менялось, хотя в основе осталось представление о те черты, которые могут быть внешне обнаружены.
Стиль в искусстве - это структурная единство образной системы, внешне выявленных приемов художественной выразительности, что применяются в искусстве.
Понятие "стиль" используется для характеристики этапа в развитии искусства разных художественных направлений, индивидуальной манеры художника. В этом случае понятие "направление", "течение" можно считать синонимами стиля. Предпосылками возникновения стиля выступают особенности исторического момента, который переживает общество. До некоторой степени, можно считать стиль в искусстве своеобразным отражением эпохи, ее "визитной карточкой".




Назад