Электронная онлайн библиотека

 
 Культурология

8.1. Общая характеристика современной культуры


В XX в. европейский тип культуры распространился далеко за пределы Европы, охватив другие континенты - Америку, Австралию и вошел в той или иной мере в жизни азиатских и африканских стран - таких как Япония, Сингапур, ЮАР. Культура европейского типа уже не является характерной только для Европы, ее теперь называют «западной культурой». Теперь можно говорить о наличии общих черт, типичных для западной культуры в целом которые в своеобразном виде проявляются и в культурах других стран.
Современная западная культура исключительно динамичная. Практицизм, индивидуализм, погоня за материальными благами, специфическое отношение к времени («время - деньги») во многом разрушают сложившиеся в предыдущие эпохи идеалы человеческого поведения, человеческих взаимоотношений. Это культура, основанная на бизнесе, предпринимательстве, деловитости, ее главные герои - люди, что умеют зарабатывать деньги. В ней ценятся активность, рациональность, профессионализм.
Современная западная культура достаточно живучи и продолжает существовать, несмотря на другие голоса философов, писателей, художников о ее гибели, ее удалось выстоять в двух мировых войнах, в борьбе с фашистскими и коммунистическими режимами, которые провозглашали себя носителями новой и более совершенной, чем она, культуры. Мало того, творческие возможности западной культуры не только иссякли, но еще больше выросли, ее достижения в XX веке стали настолько значительными, что відозмінили условия жизни всего человечества и земного шара.
Большое влияние на содержательную наполненность современной западной культуры произвели все те достижения, произошедшие в разных формах материальной и духовной культуры; изобретения в области электронных и компьютерных средств связи, образования, бытовой техники, открытий в области генной инженерии, углубление в микромир и космос, создание новых химических материалов с необычными свойствами и т.д. Все эти революционные изменения обозначали переход к новому типу общества (которое называют «постиндустриальным», «электронным», «информационным». Американский публицист футуролог, автор одного из вариантов концепции постиндустриального общество Тоффлер, видит прямую зависимость между развитием техники и образом жизни, ее ценностями. В работе «Футурошок» Тоффлер утверждает, что ускорение социальных и технологических изменений создает много всевозрастающих трудностей, которые вызывают шок как у отдельного индивида, так и общества в целом. В подобных социокультурных условиях основным принципом во всех сферах общественной жизни становится плюрализм.
Подобный плюрализм, появление множества новых идей мы замечаем и в современном западном искусстве. В нем возникли различные течения и направления (экспрессионизм, кубизм, абстракционизм, сюрреализм, неореализм, гиперреализм и др.). возникли новые формы и жанры искусства, связанные с использованием техники (художественная фотография, электронная музыка, компьютерная графика и т.д.), приобрели популярность массовые художественные взгляды, получила развитие тенденция к синтезу различных искусств, спорт стал «искусством».
Одновременно с этим критики западной культуры говорят о том, что она одновременно носит кризисный характер и если против этого не принимать никаких мер, то это грозит потере всех ее достижений.
Приведем мнения выдающихся мыслителей XX в., которые не исчерпывают западной культуры, начало которым было положено еще в XIX в.
В западной цивилизации происходит замена творчества трудом, духовности - интеллектом, разнообразия природной среды - унылым однообразием городских зданий, высокого искусства-примечательными развлечениями, глубоких чувств - быстропреходящими эмоциями. (О. Шпенглер).
Современная западная культура насквозь проникнуть чувственным началом, стремлением к чувственных удовольствий и наслаждений; она потеряла духовность и поэтому обречена на разрушение, которая завершится лишь тогда, когда сформируется новая духовность, что несет новые моральные и социальные идеалы. (П. Сорокин).
В XX в. произошло «восстание масс», которые враждебно относятся к нерозумілої и недоступной для них элитарной культуры; происходит «дегуманізація» искусства, примитивное и стандартизированное массовое искусство поглощает общество и культура его упадок. (X. Ортега-и-Гассет).
Современное западное общество все больше превращается в «мегамашину» - до краев раціоналізований и бюрократический механизм, который подавляет личность и превращает ее в бездушную деталь, выполняющих соответствующие ей обязанности; личностные связи людей подменяются технологическими отношениями, гуманизм и справедливость становятся жертвами бездушной организации общества. (Л. Мамфорд).
Существование западной цивилизации поставлено под угрозу со стороны растущего национализма экономически отсталых стран Азии и Африки; ослаблен внутренними противоречиями Мероприятие может быть не в состоянии противостоять разрушительным импульсам, которые вытекают из этих стран, и погибнуть в новых войнах, развязанных фанатиками с ядерными бомбами в руках. (С. Хантігтон).
Очевидно, некоторые из этих высказываний носят дискуссионный характер, другие хотя и справедливые однако все они могут быть преодолены средствами, найденными западной цивилизацией в ходе своего дальнейшего развития. Можно выделить несколько аспектов, в которых конфликтная ситуация современной западной культуры оказывается.
Свобода и насилие. Из обобщенного взгляда на культурологические и общественные процессы западного мира в XX в. можно заметить с одной стороны, происходят грандиозные масштабы и поразительно ускорения социального и технологического совершенствования жизни, а с другой - неограниченный размах насилия и издевательства над человеком, крайним проявлением которого является гітлеровські злодеяния против человечества, в ужасах Освенцима, в казарменных утопиях тоталитарных государств и др. В прошлый век насилия было обыденным явлением, оно составляло необходимое условие существования и функционирования общественной системы (так, без рабства не могло быть античности, а без крепостного права - средневековье). В современной западной культуре, именно в результате пережитых сообществом в XX в. изменений насилие воспринимается как нарушение норм человеческого бытия. Создание условий для увеличения свободы человека - одно из крупнейших достижений современной западной цивилизации. К этим условиям относятся:
- социальная мобильность - открытость путей для изменения социального статуса человека, перемещения ее из одних слоев общества в другие и улучшение своего материального положения (благодаря образованию, индивидуальным способностям, успешной карьере и т.д.);
- расширение возможностей выбора места жизни, профессии, работы, сексуального партнера, мужа или жены;
- рост времени для досуга и возможностей его индивидуального использования (хобби, общение и т.п.);
- увеличение разнообразия и доступности источников информации, а значит, и свободы в определении своей интеллектуальной позиции;
- рост социологической защищенности личности;
- увеличение продолжительности жизни, а значит, и возможностей для самореализации личности, для достижения полноты жизни;
- изменение стилей поведения и мышления в пределах одной жизни, закріплююча идею развития, изменений, диалога поколений.
Следовательно, культура ориентирована на развитие человеческой свободы, несовместима с насилием над личностью.
Элитарность и массовость. Относительное расслоение культуры на «культуру всех» и «культуру избранных» существовало всегда. Даже в первобытные времена шаманы и жрецы составляли культурную элиту, обладая особыми познаниями, которые выходили за пределы загальноплемінної культуры. С появлением письменности возникло различие между элитарной культурой «грамотных» человек и фольклорной (народной, этнической культурой). В XX веке это различение получило форму элитарной и массовой культуры.
Элитарная культура, ориентированная по мнению ее создателей, на восприятие элитой как лучшей части общества, которая имеет особую восприимчивость: форма культуры, которая включает изобразительные виды искусства, литературу, музыку и предназначена для высших слоев общества.
Объем информации, содержащейся в современных научных изданиях, чрезвычайно тяжелый содержание современного искусства малопонятные, трудные для восприятия и требуют для своего понимания определенных умственных усилий и соответствующего уровня знаний.
Не имея никаких знаний в области истории искусства, эстетики, литературоведения, культурологии и т.д., трудно уловній мере оценить много выдающихся шедевров литературы (например, Джойса, Гессена, Борхеса, Хаколі - поэтов-символистов; музыки - Стравинского, Малера, Шнитке. Дебюсси; живописи - кубизма, абстракционизма, сюрреализма; кино - Тарковского или Сакурова). Высокая культура стала специализированной. Время энциклопедическое образованных универсалов, чувствующих себя как дома во всех сферах культуры прошел. В каждой сфере культуры теперь есть своя, сравнительная немного многочисленная элита.
Для массовой культуры характерным является общедоступность, легкость восприятия, спрощенність, развлекательность. Ее мир многолик: приключенческая и детективная литература, любовная лирика, кинематография с драками, вампирами, убийцами, эротикой, поп-музыка, рок, рэп, регги, популярные очерки о научные, околонаучные и псевдонаучные дела, образцы техники, магазины, сенсационные новости, реклама, спорт, мистика... Массовая культура не требует от человека ни знаний, ни размышлений - наоборот, под ее влиянием она деградирует, потому что ее знания опираются на непосредственные эмоциональные реакции. Поэтому не удивительно, что она обращается к древних мифов с их иррационально-эмоциональным настроем и создание новых мифов, которые воспринимаются также непосредственно - «не умом, а сердцем» (колдовство, астрология, гадания, вера в чудеса, расистские, национал-социалистические, більшовистські утопии).
В массовой культуре противостоят две тенденции: одна опирается на примитивные чувства и желания, почти до биологических инстинктов (секс, агрессия), и в своем крайнем отображении порождает контркультуру и антикультуру воинственно-вульгарную и враждебную к существующим в мире порядков вообще; другая с учетом присущего простым людям желание повысить свой социальный статус и образовательный уровень (популяризация науки, комиксы с кратким изложением сюжетов произведений классической литературы и т.д.). К концу XX в. вторая тенденция заметно усилилась и культурологи стали говорить о росте мідкультури - культуры среднего уровня. Однако различия между массовой и элитарной культурой так же остается острой проблемой.
Плюрализм и унификация. Современная культура плюралистическая (от лат. рluralis - множественный): никогда ранее не было такого разнообразия культурных систем и подсистем, взглядов, направлений как теперь. С одного и того же вопрос можно встретить много разных точек зрения бы научной, философской, художественной, религиозной, этической, юридической, политической При этом признается их относительная независимость. Плюрализм проявляется и в середине каждой системы или подсистемы: существует множественность религий, философских концепций, математических и естественно-научных теорий, художественных стилей, школ в искусствоведении, медицинских учений, теорий особенности. Такое противоречие между целостностью культуры и ее овладением субъектом через множество различных областей знаний приводит к тому, что вместо целостной картины мира человек получает осколки разбитого зеркала», которые она собрать сама не в состоянии.
Культура в целом «избыточная» - в том плане, что порождает избыточный множественность возможных подходов к любой проблемы, которая в ней возникает. Однако не все из них эффективны, но это создает культурный фон, на основе которого рождается-ются новые идеи. Одновременно эта избыточность не только результат, но и источник творческого развития культуры.
Но механизмы массовой культуры действуют и в обратном направлении - в сторону унификации, шаблонізації культурной жизни, ее принцип - тиражирование и распространение в обществе одних и тех же материальных и духовных ценностей. Сотни миллионов людей в разных странах одновременно могут получать один и тот же комплект Ейфелєва башня в Париже сегодняшних новостей, смотреть одни и те же фильмы и спортивные соревнования, слушать одних и тех же певцов или политических деятелей. Массовая культура стандартизирует все - от условий быта, питания и одежды до желаний, мыслей и идеалов. И все это благодаря СМИ (средства массовой коммуникации), которые навязывают индивидам, принадлежащих к разным социальным слоям, одинаковые социальные стереотипы. В массовой культуре осуществляется «побежал от свободы»: личность освобождается от выбора собственной позиции, просмотра множественности возможных вариантов, из которых нужно выбрать, взяв на себя ответственность за выбор. Право выбора передается другому - авторитета, лидеру, телеведущему, священнику или просто власти. Унификация, шаблонізація вкусов, взглядов, идеалов сочетается с конформизмом, потерей самостоятельности автономности личности (я - «как все»), неприятием других идей, не совпадающих с «общим мнением»: «избыточность» культуры на этом уровне исчезает. Формируется узкое, однообразное, примитивное видение мира, характерное его восприятию для большинства с низким уровнем образования. Примитивизм и необразованность здесь в какой то мере даже вносят свой вклад в плюрализм современной культуры: они уравнивают науку с мифом, логику с мистическими откровениями, а это приводит к формированию в общественном мнении «норм», имеющих право а существование в такой же степени как и высокие образцы творческого ума.
Технизация. Общеизвестный факт - проникновение техники в области бытия тем больше, чем дальше продвинулась страна на пути цивилизации западного типа. Технизация жизни является неотъемлемой стороной современной западной культуры, средством и результатом ее развития. За блага, которые несет людям технический прогресс, приходится рассчитываться: рост производительности труда - приводит к безработице; достижения жизненного комфорта - увеличением оторванности человека от человека; автомобилизация населения повышает его мобильность и усиливает загрязнение атмосферы, теряется природа. Человек превращается в раба техники. Господство техники над человеком приводит к тому, что она сама приобретает черты машины, становится автоматом, который функционирует в соответствии с требованиями технического среды, в котором оно находится. Таким образом в этих условиях завязывается борьба между двумя противоположными установками: технізацією и антитехніцизмом. Этим двум тенденциям и представлениям отвечают два противоположные взгляды на науку: сциєнтизм и антисциєнтизм (англ. science - наука). Сциєнтизм отображается в убеждении, что наука является главной движущей силой социального прогресса и развитие ее дает средства для отображения для решения всех постаючих перед ней проблем. Наука действительно стала лидером культуры. Это подтверждается небывалым ростом количества людей, занятых в отрасли науки. Достаточно отметить, что количество современных ученых составляет более 90% всех ученых, живших до этого на Земле.
Другое направление - антисциєнтизм - выступает с негативной оценкой достижений науки. Нужно признать, что многие успехов науки (ядерная физика, технические науки, генетика и другие) несут в себе угрозу для самого существования человечества. Антисциєнтисти обвиняют науку в том, что она сбила человечество с верного пути, сместив его внимание с постижения Бога и души, внутреннего духовного совершенствования человека на познание и преобразование внешней среды.



Назад