Электронная онлайн библиотека

 
 Культурология

8.2. Субкультурна дифференциация и роль молодежи


Природа субкультурного феномена в современных условиях. Сложность определения термина "субкультура" с того времени, как его в 30-е гг. XX в. ввел американский социолог Т. Роззак, заключается в многообразии и до сих пор недостаточной определенности понятия культура. Из большого круга литературы выделим определение американского исследователя Н. Смелзера, который обосновывает понятие субкультуры как обозначение любой системы норм и ценностей, которая выделяет группу из большого сообщества.
Однако выделение предыдущим автором лишь ценностей и норм является недостаточным, потому что субкультура включает также, по нашему мнению, специфические социальные и духовные потребности, продукты творчества, способы привлечения к духовных ценностей, особенности их освоения, стиль и образ жизни.
Субкультура - одно из базовых понятий культурологии; система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей определенной социальной группы, которая отличается от господствующей, общей, доминирующей в обществе культуры, хотя и связана с ней.
Растущая социальная дифференциация, формирование новых элементов социальной структуры общества, рост разнообразие проявлений социальной и культурной жизни становится катализатором возникновения все новых субкультурных группировок.
К. П. Соколов выделяет следующие виды носителей субкультур:
1. поло-возрастные сообщества (детская, молодежная субкультура, мужская, женская и т.п.);
2. социально-профессиональные сообщества (субкультура рабочих, интеллигенции, элиты, преступные субкультуры и др.);
3. религиозные сообщества.
Безусловно, круг субкультур значительно богаче и включает дифференциацию по дозвіллєвими занятиями, национально-діалектними своєрідностями, по стилю поведения и образом жизни.
Особое внимание заслуживает такой субкультурний феномен как студенческая субкультура, которая сочетает возрастные характеристики второго периода юности, синтез субкультур основных социальных групп общества в лице выходцев из них и новые их социокультурные признаки как специфической социальной группы с разновидностями субкультуры студентов гуманитарного и технического профиля, с субкультурними особенностями студентов Одессы, Киева, Львова и т. д.
Поскольку субкультуры существуют на границах и перекрестках социальных отношений и областей, то модернизационные изменения в системе культуры и переход от одного типа культуры к другой приводят в движение всю субкультурну подсистему, все больше ее дифференцируют. Более того, свобода жизнедеятельности, по свидетельству исследователей, характеризуется небывалым взлетом количества и разнообразия субкультурных проявлений общественной жизни на всех культурных уровнях и в разных сферах общества, что и находит проявление на украинских просторах, особенно интенсивно в 80-90-х гг. XX ст.
Субкультуры характеризуются оперативностью и динамичностью реагирования на широкий спектр изменений социально-культурной, политической и экономической жизни, а потому является важной подсистемой обеспечения развития культуры в условиях недостаточной определенности ее парадигм.
Общество заинтересовано и ради своей стабильности в особом сбалансировании соотношение консервативных субкультур как носителей ядра культуры и инновационных субкультур, и в случае необходимости - в стимулировании развития инновационных субкультур для поддержки новых сфер и направлений культурной жизни, для испытания новых культурных моделей, эксперимента.
Исходя из вышеизложенного общекультурные функции субкультур очевидно заключаются:
1) в обеспечении целостности культуры;
2) в формировании новых возможностей ее развития;
3) в обогащении общекультурного контекста, в том числе социального семіозису, культурного фонда как источники возможного отладки новых культурных форм.
Относительно сфер, которые они охватывают, субкультуры выполняют функции:
• обеспечение их культурной ауры,
• вариативности ее существования,
• диффузии в пограничные области и др.
Относительно личностей определяющей является соціалізуюча функция, хотя по содержанию она может быть и десоціалізуючою, то есть позитивно и негативно соціалізуючою, а осложнения социального и информационного поля, растущее социальное отчуждение, посилюване формированием новых социальных отношений, все больше способствуют поиску лагун уединения или групповой солидарности.
Среди других функций, общих для всех субкультур следует выделить:
1. коммуникативную, что обеспечивает общение внутри группы,
2. компенсаторной, которая позволяет обеспечить высокую или достаточную степень самооценки члена группировки,
3. охранную, направленную на поддержку уровня идентичности и защиту своей специфичности,
4. солідаризаційну, которая обеспечивает екзістенційну и социальную поддержку членов группы.
Внимание. Каждая субкультура имеет свой специфический профиль функций, который обеспечивает характер ее взаимосвязи и взаимоотношений с другими субкультурами и базовой культурой, как и весь строй его бытия.
На протяжении своей жизни, а в определенные периоды - одновременно, человек включается в несколько субкультур, что обеспечивает ей культурную многогранность социализации.
Процессы субкультуризації обогащают и усложняют "ткань" культурного поля, порождая одновременно не только позитивные культурные процессы, но и негативные по отношению к господствующей культуры контркультурні процессы, конфронтацию и конфликты напряженности в системе социально-культурных отношений, особенно в межконфессиональных и межнациональных отношениях.
Следовательно, дальнейшая модернизация украинского общества дает толчок культурному разнообразию жизни, дифференциации культуры, порождает многочисленные субкультурні проявления общественной жизни, субкультур в целом, обогащает спектр проявлений традиционных субкультур, культурный контекст общества как одну из предпосылок развития культуры.
Субкультурна система, присущая Украине и еще не исследована в ее специфических проявлениях, должна быть учтена как важная составляющая социокультурной трансформации.
Властная элита как субкультура. Особый и часто определяющее влияние на культурно-трансформационный процесс имеет элита общества и, особенно, властная элита (с ее современным синонимом номенклатуры). В современном украинском обществе постоянной темой становится проблема определяющего влияния культурной и политической элиты на лучшую и ее культуру, а сегодня все более остро в период стремительных модернизационных изменений ставится проблема необходимости формирования подготовленной, эффективно правящей элиты, что имеет открытый характер и контролируется обществом.
Эта социальная группа является своеобразной социальной структурой, что обладает монополией на власть, на принятие решений, а также на осуществление важнейших функций в обществе. Точнее сказать, элита (номенклатура) является такой социальной казнью, сущность которой находит выражение в ее субкультуре, которая влияет на характер выполнения ней ее социальных функций.
Не анализируя властной элиты ли таких понятий, как иерархичность, карьерная направленность, корпоративность, отстраненность в общении и др., отметим, что черты ее субкультуры оказались даже устойчивыми, а возможно, наиболее устойчивыми по сравнению с другими социальными слоями, это наблюдалось даже в модернизационных процессов, в изменениях в период советской власти, перестройки, государства, что свойственно украинской властной элите.
Противоречием бытия украинской властной элиты является ее попытки внешне атрибутивне соответствовать имиджу национально-культурного обновления общества и безответственность относительно правового и социально-функционального обеспечения приоритетов развития национальной культуры.
Криминальная субкультура в культурно-трансформационных процессах.
Необходимость рассмотрения поставленной проблемы вызывается двумя базовыми социальными фактами:
во-первых, тем, что по одним данным 40%, а по другим 60% рыночно-экономической и производственной деятельности и доходов находится в Украине вне закона, "в тени" (теневая экономика, теневой сектор экономики), следовательно, большая часть населения входит, или является касательной к уголовной субкультуры;
во-вторых, по уровню коррупции и корыстных позазаконних отношений Украина занимает сегодня, по данным международных организаций, одно из первых мест в мире, без учета этих данных невозможно понять характер социокультурной трансформации в целом в Украине.
Эта проблема особенно интенсивно разрабатывается в отечественной науке сначала социологами, а со времен перестройки и этнографами, а в западной социологии еще Е. Дюркгейм доказывал, что уголовные субкультуры является неотъемлемой составляющей любого общества и будут существовать всегда.
Этот тип субкультуры имеет: 1. признаки экзотического этноса, 2. свое особое мировосприятие, 3. этику, 4. искусство и эстетику, 5. ритуалы, 6. традиции, 7. законы и 8. нормы. Западные исследователи относят сюда уголовное мифологию, привилегии для "элиты", способы отдыха, формы отношений.
Названный тип субкультуры характеризуется, очевидно, широкими пределами, неоднородностью, дифференцируемостью на ряд "підсубкультур" и широкой зоной пограничья, которое охватывает проникающими ее элементами значительную часть структуры общества, то есть и группы, которые никакого прямого отношения к криминалу не имеют.
Речь идет, собственно, о значительный ареал влияния этой субкультуры на часть общества, субкультурну диффузию, уголовное субкультуризацію украинского общества, которое в условиях "прихватизации, разграбления государственного имущества оказалось к ней довольно склонным, как со стороны тех, кто грабит, так и со стороны обманутых и обездоленных, которые пополняют ряды бомжей или криминалитета, находя некоторое утешение в своем надривному безутешному фольклоре и соболезнования в определенных групп населения, которые живут за пределами бедности. Способствует развитию, говоря точнее, не всегда уголовной, но девиантного субкультуры, весь комплекс современных условиях переходного общества, в котором отражена и глобализация общественно-культурных процессов, и кризис экономики, и противоречия трансформационных процессов в различных сферах общественной жизни, отдельные сегменты которых характеризуются морально-правовой девиантностью.
Такое всепроникнення этого девиантного по своему характеру процесса становится определенным сопровождением, культурной негативной тенью социокультурных трансформационных процессов.
Масштабность этого процесса является таковой, поскольку само уголовное и культурно криминализирована сообщество и ее некриминальный, но культурно-криминализирован сопровождение и "шлейф" близких им социальных подгрупп характеризуются гибкостью и аморфностью, способностью інкорпоруватись и интегрировать себя почти во все сферы общественной жизни. Особенно опасным для общества и его культуры является растущее взаимопроникновение криминальной элиты и властных структур, которые взаимно интегрируются и приобретают не только легального характера, но и растущего влияния на государственные дела и развитие общества, что становится возможным в условиях "переоценки ценностей", когда базовые культурные и моральные ценности прошлого периода находятся в состоянии кризиса, а новые еще не сформировались.
Недослідженість данной субкультуры в трансформационном процессе не позволяет достаточно полно определить ее место в современной культуре, хоть из имеющегося материала можно сделать вывод о росте ее роли в вульгаризации культуры и ее деморализации, легализации "низовой", примітизованої ветви культуры, хотя в сфере субкультурного городского музыкального фольклора засвидетельствовано ее положительное влияние на песенную культуру, особенно бытового жанра.
Значительное распространение уголовной субкультуры, характерное для переходного периода модернизации культуры, является результатом рассогласованности и кризиса не только целостно-нормативных регулятивов современной украинской культуры, но и экономического и политического кризиса, сопровождаемого потерей четких ориентиров развития общества.
Молодежная культура и субкультура как фактор социокультурной модернизации и постмодернізації. Молодежная субкультура в связи с радикальными изменениями в обществе становится формой социальной адаптации, своеобразным буфером между традиционной культурой, общепринятыми ценностями и элементами "сопротивления" по отношению к "старому" социально-культурного порядка и господствующей системы молодежной культуры. Молодежные группы превращаются в самостоятельные функционирующие підсуспільства.
Авторы теории субкультуры молодежи-основного направления британской социологии молодежи - утверждают, что фундаментальную роль в социально-политическом визріванні молодежи имеет стратифікаційна принадлежность.
Особого субкультурного измерения приобретает молодежь в период "постюності" (К. Кенстоун) - в период третьего десятилетия жизни, когда она самостоятельна в социальном, моральном, интеллектуальном, политическом, в социально-культурном плане, но не адаптирована политическое и экономически, ищет свой вариант наиболее удачного социального самоопределения. Это стадия между юностью и дорослістю, период социально-культурного экспериментирования в определении жизненных перспектив, что является характерной особенностью культурно-модернизационных процессов.
Заметное обесценивание рабочей силы (что наблюдается в последнее время в Украине), которое воспринимается молодежью как судьба поколения, вызывает одновременно психосоціальне и социокультурное повышение значимости состояния юности, акцентирует внимание общества на нем.
В условиях модернизации в Украине происходит снижение социального контроля, ослабление традиционного влияния социальной среды на мировоззрение и поведение молодежи.
Зародившись еще в первых учебных заведениях Европы и приобретя своей устойчивой формы с середины 50-х годов XX в. под давлением современных модернизационных условий (ранняя физическая зрелость, растяжения времени вхождения в социально-профессиональный статус взрослых, развитие средств массовой коммуникации и т. д.), растет социально-культурная автономия молодежи в мире взрослых, ее дифференциация, приобретает жестких, часто социальная организованных и даже контркультурных форм традиционный конфликт поколений, образуется социальная и идеологически нейтральный, все более широкий спектр молодежных субкультур собственно культурного и художественного направления, Сформируется новый тип информационно-інтернетної молодежной субкультуры, Значительно возрастает вклад молодежи и характер ее участия в модернизационных процессах, выдвигая молодое поколение в качестве авангарда в трансформационном обновлении общества, а, возможно, и как основную силу изменений в нем. Как в свое время писал известный поэт В. Маяковский, "молодежь является то топливо, на котором работает общество", хотя, по нашему мнению, молодежь собственно в значительной мере и создает это топливо.
Внимание! Каждая молодежная субкультура имеет свою центральную идею или систему идей, которая определяет п характер, принцип привлечения и является тождественной целью ее существования. Она характеризуется, прежде всего, специфической нормотворчеством, противопоставлением своих норм и ценностей внешним, приобретая определенных черт "мікросуспільства", в котором трансформируются традиционные взгляды и формируется "свой " образ мира и способа бытия в нем личности.
Указанная проблема реально существует в формах андерграуду и обособление субкультур молодежи в глубинных пластах культуры периода застоя и перестройки.
Субкультура определяется своим социальным содержанием, совокупностью отношений, стилем жизни, определяющей составляющей которого является поведение.
Английский социолог М. Брейк выделяет такие субкультурні типы молодежи, как "нормальная" молодежь, делинквентное молодежь, культурные бунтари, политически активная молодежь. Как и Г. Брейк, мы исходим из того, что "нормальная" молодежь тоже имеет свои особенности и составляет специфическую субкультуру.
Субкультура состоит из совокупности знаний и представлений группы, на основе которых она формирует свой целостный образ социального мира и определяет свое место в нем как основу ориентации в жизненном пространстве. Исходя из этого, группа формирует специфические ценности и нормы своего социального бытия, которые имеют свои особенности, отличающие их от других.
Хотя представители основных молодежных субкультур не отрицают культуры общества в целом, но значительно отличаются от нее, формируя свой мир и его особую картину. Кроме общих молодежно-генерационных особенностей формирования субкультур на их содержание значительно влияет:
1. кризис украинского общества и его основных институтов;
2. кризис института семьи и семейного воспитания, нарушение взаимоотношений поколений;
3. коммерциализация средств массовой коммуникации, которые искусственно формируют повышенную потребность в субкультурных признакам;
4. растущая вестернизация и регионализация культуры.
Следует очевидно согласиться с тем утверждением, что молодежная субкультура является искривленным зеркалом взрослого мира вещей, отношений и ценностей.
В СССР первыми из молодежных субкультур в конце 60-х годов XX в. появились хиппи, практика которых в Украине носила декларативно-снобистский характер и продолжалась короткое время в крупных городах.
Второй период развития молодежных субкультур (1983-87р.р.) характеризуется кризисной ситуацией и, в связи с тотальной критикой СМИ, снижением активности.
Третий период приходится на 1987-1992 г.г., который характеризуется эпатажным протестом панков, хиппи и других группировок андерграундового характера и ростом негативной реакции на них значительной части молодежи, как и дифференциацией различных по своей направленности молодежных образований.
Исследователи считают, что четвертый период (1992-1995 гг.) прошел под знаком спада активности андерграунда, рост пессимизма и помолодевшего состава, формирование группировок, нацеленных на карьеру и успех, что означало определенное возвращение к формальному социума и признание его. В этот же период развивается романтико-ескапістська молодежная субкультура, связано с новой волной вестернизации украинского общества.
С 1996 года начинается пятый период развития молодежных субкультур, который продолжается до настоящего времени, и характеризуется, с одной стороны, повышением интеллектуального уровня в среде "андергаунду", а с другой стороны - прогрессирующим помолодінням, отказом от интеллектуального роста, а также ростом легитимизации неформального стиля жизни.
Молодежная субкультура в Украине не было раньше и не имеет теперь характера жесткой деформализации и сборки в изолированные неформалітети, не отмечается резкой оппозиционностью и редко приобретает черты контркультуры такой активной на Западе. В 80-е годы наиболее активно формировались движения рокеров, металлистов, байкеров, а потом религиозно-культовые и восточно-спортивные, часто инициированные заинтересованными в них взрослыми слоями бизнес и уголовного характера. Поэтому в целом украинские субкультуры малодифференцированные, недолговечны и не занимают весомое место в культурной жизни.
По мере отношение к модернизационных и постмодернізаційних процессов молодежные субкультуры могут быть систематизированы по признакам модернізаційності, закрытости и социальности, креативности таким образом:
1. авангардистські, конфронтационные устоявшейся культуры постмодернізаційного характера, элитные;
2. модернизационные и постмодернізаційні, толерантны в отношениях с официальными учреждениями;
3. модернизационные и постмодернізаційні, социально-культурная нейтральные (субкультура молодежного компьютерного андеграунда и др.);
4. модернизационные, социально-закрытого типа, неконфронтационные;
5. консервативные закрытого типа;
6. консервативные открытого типа;
7. контркультурні, творческого типа;
8. контркультурні, асоциальные, деструктивного типа, в том числе уголовные.
Роль молодежных субкультур оказывается в смысле межевой, пограничной зоны культуры, которая накапливает, провоцирует положительные и отрицательные "отклонения", которые могут иметь культурно-творческий или деструктивный характер, способствуя поиску необходимых новым социальным изменениям культурных моделей. В то же время существует молодежная культура социальное и культурно толерантной молодежи, которая не замыкается в рамках особого микромира субкультуры, а идентифицирует себя с существующей "внешней" культурой взрослых, и стремится по своему возрасту к инновациям, интенсивно осваивает и творит культуру.



Назад