Электронная онлайн библиотека

 
 Культурология

9.2. Постмодернистская модель мира в украинской и мировой интерпретациях


Ведущим в новом постиндустриальном обществе становится постмодернизм (с 1970-х годов). Поворот от модернизма к постмодернизму связывается с эпохальным заменой європоцентричності глобальной поліцентричністю, появлением постколониального мира. Критика со стороны І.Пригожіна и его брюссельской школы классической научной картины как области тотального детерминизма и каузуальності, а также квантово-релятивистского неклассического естествознания способствует формированию представлений о постнекласичну науке как о вірогіднісну систему с низким коэффициентом достоверности, что соответствует современному образу мира как совокупности нелинейных процессов. Термодинамика неравновесных процессов, синергетическая теория диссипативних структур, которой обосновывается концепция возникновения порядка из динамического хаоса как с потенциальной сверхсложной упорядоченности, повлияла на утверждение холистического, целостного мышления. Точки роста нового знания возникают лишь на стыках наук. Постепенно формируется идея ценности экологической индустрии, качества человеческой науки.
В постиндустриальном, постколоніальному обществе испытывают деконструкции традиционные ценности - власть, деньги, производство, а самым важным товаром становится информация. Развитие кибернетики и системных исследований приводит к изменению эталона порядке с "механизма" на "организм", способного к динамики и осложнения, в продолжение внутренних процессов после прекращения внешних воздействий. Степени его упорядоченности выступает информация, которая обеспечивает на определенное время постоянство подвижной системы. Синергетическая картина мира формируется в сутки персональных компьютеров, массового телевидения и видео, Интернета, транснациональных корпораций и государственных объединений, единых денежных единиц. Постмодернизм обозначает переход от антропоцентризма к универсализму с религиозным, культурным, экологическим экуменизмом.
Характерными чертами постмодернизма является деканонізація традиционных ценностей, деконструкция эстетического субъекта, стилевой синкретизм, інтертекстуальність, цитатность, как метод художественного творчества, фрагментарность и принцип монтажа, іронізм, пародийность, гедонизм, эстетизация уродливого, смешивания высоких и низких жанров, театрализация всех сфер культурного бытия, репродуктивность и тиражирование, ориентация на потребительскую эстетику, заимствования принципов информационных технологий. В культуре постмодернизма сочетаются толерантность, плюралістичність, открытость, антитоталітарність как отрицание власти над природой и личностью и в то же время - потеря ценностных критериев, эмоциональности, цинизм, этажность, эстетическая вторичность.
Реакцией постмодернизма на модернистскую концепцию мира как хаос становится освоение этого хаоса, превращение его на среду обитания человека. Если фундамент классической традиции составляли образность, иерархия ценностей, субъектность, то постмодернизм опирается на внешнюю "зробленість", конструирования, антиієрархічність, об'єктність. Если идеалом модернизма была свобода самовыражения художника, то постмодернист, уверен в хаотичности окружающей информационного мира, предпочитает манипуляции уже известными чужими кодами. В постмодернизме авангардистській установке на новизну противостоит желание овладеть опыт мировой культуры путем ее иронического цитирования. Постмодернизм откровенно утверждает, что текст не отражает реальности, а творит новую реальность (действительность не оказывается, существуют только тексты). Восприятие мира как грандиозного свалки накопленных человечеством артефактов, традиций, образов, стилей при условии того, что нет системы координат, принципиальной иерархии ценностей, превращает художественный текст на случайный бриколаж, который постулирует хаос как способ организации.
Формы пастішу (попурри, коллаж), палімпсесту (наслоение различных текстов), гипертекста (аналог компьютерной литературы, которую можно читать с любого места, заменяя события, героев) выступают моделями сосуществования в различных культурных системах, в плюралистическом мире (роман "Имя розы" итальянца У.эко, роман "Хазарский словарь" серба М.Павича, произведения "Роман" и "Норма" россиянина В.Сорокіна). Знаменитый садовый ансамбль "Маленькая Спарта" (архитектор Ж.Фінлі) в ироническом синтезе японского сада камней и европейского романтического парка с павильонами и руинами создает в контексте общего екологизма союз нравственности и развлекательности, искусства и туризма.
Исследователи отмечают, что украинский постмодернизм является вторичным явлением относительно западного, поскольку не вырастает на почве глобальной информатизации общества. Его пространством преобразований становятся прежде всего возрожденные содержания национальной традиции, в частности барочной, класицистичної, романтической, авангардной. Для деятельности литературных групп Бу-Ба-Бу, Лу-Го-Сад, "Новая дегенерация", "Пропала грамота" характерно карнавальное шутовство, в котором иронической трансформации подвергаются устоявшиеся ценности. Герои романов Ю.Андруховича "Рекреации", "Московиада", "Перверзия", книг О.Забужко профанируют мир скорее от невозможности найти общий язык друг с другом, их плетение словес - скорее способ скрыть пустота обыденности их бытия. Однако та же ирония порождает жизнеутверждающую стихию народного карнавала, как в спектакле "Энеида" в театре им. Франко в Киеве.
В постмодернизме усиливается ощущение того, что "будущее было вчера": из глубины прошлого всплывают образы и формы, которые перекомпоновують современные художники. Интерпретации вытесняют новации. Время как одновременность множественности времен становится философским основанием цикличности человеческой истории. Представление о времени как оборотный континуум, в котором прошлое и будущее существуют одновременно, возродило интерес к старых сооружений в исторических центрах городов, замедлило процесс разрушения их.
Постмодернизм размывает границы между литературой и философией, историей и кино, театром и музыкой, осуществляет эрозию жанров и стилей, что обусловило усиление интеллектуальности в творчестве и в то же время привело к возникновению принципиальной "радісності текста", стремление к удовольствию, атрактивности. Начинается процесс синтеза элитарной и массовой культур. Непритязательный зритель фильма К.Тарантіно "Бульварное чтиво" будет в восторге от погонь, стрельбы и комизма, элитарный будет смаковать інтертексти и гіпертексти. Новая галерея в Штутгарте (архитектор Дж.Стерлінг) является одновременно увлекательным аттракционом для обывателя и сложной кроскультурною цитатой для знатока (парафразы дворца в Кноссе, класицистських сооружений, романской архитектуры).
Перенос акцента с творчестве автора на творчество зрителя требует принципиальной способности второго к интерпретации, к пониманию множественности смыслов текста, т.е. соответствующего интеллектуального, эстетического, духовного опыта. Содержание постмодернистского произведения возникает лишь в акте его непосредственного восприятия, а творчество автора нуждается в признании "сегодня и сейчас", соответствующей рекламы. Симулякр, имидж занимает то место, которое традиционно принадлежало образа. "Look" как то, чем хотим казаться, что можно менять в зависимости от ситуации, заменяет собой "style" как то, какими мы есть на самом деле. Симулякры перекомбіновують традиционные эстетические коды по принципам рекламы, конструируют объекты творчества как новомодные новинки, провоцируют дизайнізацію искусства, акцентируя на создании потребительской среды вещей, что привлекает всеобщее внимание к созданию визуального пространства и, соответственно, становятся доминантными визуальные искусства.
Становление новой культурной парадигмы является попыткой поисков выхода из новейшей кризиса ценностей. Постмодернизм связывает будущее с признанием альтернативности, изменчивости, полифоничности развития универсума и открытости человека как его уникальной и неотъемлемой части к постоянных трансформаций. В XX в. миллионное тиражирование произведений искусства, возникновения "виртуальных музеев" на интернетовских сайтах, развитие международной выставочной деятельности, образовательного туризма, присутствие элитарных текстов в бытовой рекламе и дизайне привлекают к миру культуры массового потребителя, что превращает наш мир на "музей без стен" (по выражению А.Мальро). Это, с одной стороны, бесспорно релятивізує привычные культурные ориентиры, порождает персоналістську растерянность, однако, с другой стороны, стимулирует рост индивидуального культурного потенциала каждого путем приобщения к многоцветного мира множественности человеческих ценностей. Культурологическое образование в этом контексте может восприниматься как механизм овладения целостности мира и целостности человека в нем.

Основные понятия
Абстракционизм - художественный мировоззрение, в котором декларируется отказ от отражения фігуративів.
Абсурдизм - художественный мировоззрение, который базируется на екзистенціалістській идеи безсенсовості человеческого бытия.
Авангардизм - общее название направлений новейшей культуры со стремлением к новаторству не только в сфере художественного языка, а прежде всего в сфере прагматики (реализация "художественной антиповедения").
Бриколаж - наслоения несовместимых в реальности событий.
Экзистенциализм - философское мировоззрение, который утверждает уникальность существования мира человеческой субъективности.
Экспрессионизм - художественный мировоззрение, который отражает ситуацию безысходности одинокого человека во враждебном ей мире.
Энтропия социально-культурная - процесс снижения уровня системно-иерархической упорядоченности, культурного комплекса любого общества.
Концептуализм - художественный мировоззрение, в котором действительность заменяется ее вербалізованою концепцией.
Модернизм - общее название способов мировоззрения, которые отражают стохастическую модель мира.
Неомифологизм - способ осмысления травмирующего действительности на основе принципа антропоморфності мифологического мировосприятия в природе и обществе.
Симулякр - ключевое понятие постмодернистской эстетики, которое заменило художественный образ; знак отсутствия действительности, правдоподобная подобие, симуляция, что не имеет за собой реальности.
Сюрреализм - художественный мировоззрение, который абсолютизирует сферу подсознательного.
Постмодернизм - современный этап культурного развития с плюралістичною моделью мира.
Холизм - философия целостности мира, человека и их познания.
Хронотоп - единство пространственных и временных параметров.




Назад