Электронная онлайн библиотека

 
 Философия: конспект лекций

3.2. Философия в Византии


Византийская культура представляет собой неповторимый сплав античных традиций с древней культурой народов, ее населявших - египтян, сирийцев армян и других народов Малой Азии и Закавказья, племен Крыму и арабов. Византийцы с большим уважением относились к науке и образованию. Византийские философы сохранили античное понимание науки, объединив все научные знания под именем философии.
Самым влиятельным философским направлением был неоплатомізм. Его главные представители Плотин /205-270 гг./, Ямвлих /245-330 гг./ и Прокл /412-485 гг./.
Учение о бытии. Для неоплатоників мир представляет собой иерархическую систему, в которой каждый низшую ступень обязан своим существованием высшем. На высшей ступеньке этой "лестницы" находится единственное - это бог, это благо, или то, что существует по ту сторону всего сущего, то есть в трансцендентальном мире. Единственное является причиной всякого бытия. Все сущее существует столько, сколько оно приближается к единому. Вторая ступень - это ум, это чистое бытие, это идеи, рожденные единственным. Третий - душа, она уже не единственная; она выступает как душа демонов, людей, животных, растений. Кроме того, она движется, душа - источник всякого движения. Еще ниже расположен четвертую ступень, на нем находятся тела. Согласно взглядам неоплатоників душа проявляет свои лучшие качества; способность мыслить, гармонию она получает от ума, а тело благодаря души получает форму.
Византийцы с большим уважением относились к образованию и науки. Знаменитый византийский богослов и философ Иоанн Дамаскин /753 год/ написал известную работу "Источник знаний", в которой есть такие слова "Учение - свет, невежество - тьма". Дамаскин дал научное определение философии, подчеркнув важность ее черт:
1/ философия есть знания о природе сущего;
2/ философия является знание божественных и человеческих дел, то есть всего видимого и невидимого;
3/ философия есть дело смерти;
4/ философия уподобление богу, а уподобатися богу можно тремя способами:
а) мудростью, или знанием истинного блага;
б) справедливостью, которая предусматривает равное распределение и непредвзятость в суждениях;
в) благочестия, которое стоит выше справедливости, ибо требует отвечать добром на зло.
5/ Философия - начало всех искусств и наук; ибо философия - любовь к мудрости. Поскольку истинная мудрость - это бог, то любовь к богу и есть настоящая философия.
Учение о человеке. Человек в системе неоплатоників является сочетание божественного и самототожнього ума с мертвым, инертным телом. Цель и смысл жизни заключается в том, чтобы освободить разум, дух от оков материи и соединиться с единым разумом. С точки зрения неоплатоників источник всякого зла - материальное и телесное; источник блага - наивысшее знания, философия.
Человек должен научиться мыслить и подчинять себе тело путем упражнений, аскезы. Философия неоплатоників Плотина, Ямвлиха, Прокла имела большое влияние на христианских мыслителей Византии. Наиболее значительной фигурой среди них был Псевдо Дионисий Ареопагит /В ст./, который изложил христианское вероучение в терминах и понятиях неоплатонизма. Произведения Дионисия легли в основу дальнейшего развития мистического направления в богословии и философии как Византии, так и Запада. Терминология и аргументация неоплатоників используется и другими мыслителями отраженные - Василием Кесарийским, Григорием Назіанзіном, Григорием Ніським.
Начиная с X-XI вв. в развитии богословские-философской мысли Византии следует отметить две тенденции; раціоналістично-догматическую и мистически-этическую. Для первой характерно интерес к внешнему миру, его строения, а, следовательно к астрономии, которая в средневековом сознании тяготела к астрологии и пробуждало интерес к оккультным наукам и демонологии, а также интерес Ідніру к человеческому разуму, логике. Для рационалистической тенденции характерным является такой интерес к истории философии и политики. Вторая тенденция - Исихазм - находит свое выражение в произведениях монахов-аскетов - Иоанна Лествичника и Григорий Палама. Она концентрировала свое внимание на внутреннем мире человека и на практических мероприятиях относительно его усовершенствования в духе христианской этики. Грісихія-умение достигать покоя, безмолвия, отчужденности от конкретной реальности.
Борьба между мистическим и раціоналістичним направлениям особенно обострилась в последние века существования Византийской империи. Большой популярности в стране приобрело учение Паламы, особенно у среднего и низшего духовенства. Против него выступал Калабрийский философ-гуманист Варлаам /1290-1348 гг./, который защищал тезис о приоритете разума над верой. В ХИУ-ХУ в. гуманистически-реалистическое направление в философии и науке приобретает широкое распространение в Византии, во многих аспектах проявляя общность с западноевропейским гуманизмом.
Византийская богословская и аскетическая литература во многом определила состав и направленность Киевской Руси. Больше всего это проявилось в выборе особого типа православной религии на Руси и введены князем Владимиром христианства /Х ст./.



Назад