Электронная онлайн библиотека

 
 Философия: конспект лекций

3.3. Основные направления в средневековой философии /номинализм и реализм/


Одной из особенностей средневековой философии является борьба между реалистами и номіналістами. Следует отметить, что реализм в его средневековом понимании не имеет ничего общего с современным значением этого термина. Реализм - это учение, согласно которому объективная реальность бытия // существует в виде лишь общих понятий, или универсалий. Согласно их учению, универсалии существуют ранее от вещей и независимо от вещей, являя собой мысли и идеи божественного разума. И только благодаря этому человеческий разум имеет возможность познать сущность вещей, потому что эта сущность есть не что иное, как общее понятие. Понятно, что для реалистов /Ансельм Кентерберийский /1033-1109 гг. и др. / познание возможно лишь с помощью разума, который имеет божественную природу.
Номинализм. Термин "номинализм" происходит от латинского слова "nomen", что означает "имя". В противоположность средневековом реализму, номиналисты считали, что реально существуют лишь единичные индивидуальные вещи, а общие понятия /т.н. универсалии/ - лишь названия, знаки или имена, порожденные человеческим мисленнях. Основными представителями этого направления были: Д.Скот, І.Расцлін, У.Оккам.
Крайние номиналисты, к которым принадлежал Расцелін /XI-XII вв./, обосновывали мнение о том, что общие понятия - это только звуки человеческого голоса; реально существует лишь единичное, а общее - только иллюзия, которая может существовать лишь в человеческом уме.
Следует отметить, что полемика между реализмом и номіналізмом началась с чисто теологической проблемы о характере реальности "святой троицы".
Реализм настаивал на существенности, реальности, именно единства триединого бога. Номинализм же действительно реальными считал "лики" /ипостаси/ троицы. Однако "проблема троицы" была лишь внешней формой, так сказать "официальным поводом", который в условиях средневековья должен был быть теологического плана. Настоящая проблема, что стала предметом острой полемики, была вполне философской проблемой статуса реальности категорий общего и одиночного.
Реалисты, говоря о единстве "божественной троицы", обосновывали по сути объективно-идеалистическую тезис о независимое от материально-чувственного мира существование идеального /общих понятий, универсалий/. По номиналистов, то они, обосновывая реальность троицы, отстаивали реальное существование единичного, отдельных вещей и явлений. С остальными это и приводило номинализм к материалистической тезисы о объективную реальность материально-чувственного мира, выступавший в виде суммы отдельных вещей.
Фома Аквинский /1125/2б-1274 гг,/ - один из самых выдающихся представителей средневековой философии, ученик знаменитого теолога, философа и знаток природы Альберта Великого. Как и его учитель, Фома Аквинский пытался обосновать основные принципы христианской теологии, опираясь на учение Аристотеля. При этом учение Аристотеля было приспособлено таким образом, чтобы оно не вступало в противоречие с догматами церкви.
Учение о бытии. Под бытием Фома Аквинский понимает христианского бога, который актом своей воли создал мир и вещи, которые в нем существуют. 3 точки зрения Ф.Аквінського существует четыре уровня бытия.
Самый низкий уровень бытие определяет внешнюю определенность вещей, сюда относятся неорганические стихии и минералы.
На следующем уровне находится форма, которая представляет собой конечную причину вещей, поэтому ей присуща целесообразности, которую еще Аристотель назвал "растительным душой" - это растения.
Третий уровень - животные. На всех трех уровнях форма по-разному входит в материю. На четвертом уровне форма уже не зависит от материи. Это дух или разум, разумная душа, самая высокая из созданного сущего. В следствие того, что душа не связана с телом, она не умирает со смертью тела. Поэтому разумная душа носит в Фомы Аквинского имя "самосущого". В отличие от нее, души животных не является самосущими и погибают вместе с гибелью тела. Большое внимание уделял Фома Аквинский ума.
Разум, по его разумению, есть высшая способность, которой наделен человек и поэтому она способна различать добро и зло. Практический ум - это воля, направленная не на познание, а ла деятельность, которая руководит поступками и поведением.
Учение о человеке. Это учение Фомы Аквинского основывается на представлении о единстве души и тела в каждом лице. Душа нематериальна и не субстанціальна, она получает свою завершенность только через связи с телом. Личность для Фомы Аквинского является самым благородным во всей разумной природе. За Ф.Аквінським разум выше свободы, но любовь к богу гораздо важнее познания его.
Средневековая философия вошла в историю философской мысли под названием схоластики. Главный признак схоластики заключается в том, что она сознательно рассматривает себя как науку, поставленную на службу теологии, как служанку теологии. Однако, несмотря на ее абстрактную ограниченность и апологетизм, она сделала шаг вперед в разработке логико-гносеологической и этической проблематики, которая является достаточно актуальной для настоящего /напр., учение о духовном мире человека/.



Назад