Электронная онлайн библиотека

 
 Философия: конспект лекций

3.5. Диалектика эпохи Возрождения


Процесс формирования новой буржуазной культуры сопровождался принципиальным изменением мировоззренческих ориентиров. Но на своих ранних этапах процесс этот становится своеобразной переходной, компромиссной формы. Буржуазный образ жизни ориентировал на природу, естественное бытие как настоящую реальность, но феодальные отношения, которые продолжали на этот время быть господствующими в обществе, как и раньше, а ориентировали на духовность, на бога, как на единственное истинное понимание сути реальности.
В течение довольно длительного времени эти различные мировоззренческие установки не обнаружили своей несовместимости, поэтому конкретным объектом существованием для идеологов молодой буржуазии выступает не природа, как таковая, а естественная человек.
Естественная человек претендует на роль высшей реальности, не унижая божественно-духовной реальности. Бог продолжает играть почетную роль творца мира, но рядом с ним заявляется человек Формально она остается зависимой от бога, потому что созданная им, но будучи наделенной, в отличие от остальной природы, способностью творить и мыслить, человек рядом а богом фактически начинает играть роль существа, співрівної богу.
Учение о человеке. Согласно размышлениями одного из гуманистов ХУ ст. Джованни Пико Міорндоли, Бог, создав человека, поставил ее в центре Вселенной и обратился к ней со словами о том, что не даст человеку ни определенного места на Земле, ни личного образа, ни особых обязательств, чтобы место, лицо и обязанности свои человек имел бы по собственному желанию, в соответствии со своей волей и своим решением. В Пико мы слышим эхо учений о человеке, которому бог дал свободу и волю, а человек должен сам прежде всего решить свою судьбу, найти свое место в этом мире. Человек не просто природное существо, она создатель самой себя и этим отличается от других природных существ. По мере того, как человек осознает себя творцом своей жизни и судьбы, она становится безграничным хозяином над природой. Такой силы и такой власти своей над всем сущим человек не чувствовала ни в античности, ни в средние века. Человеку теперь не нужна милость божья, она сама творец, а потому фигура художника - творца, архитектора, скульптора, художника становится; символом Ренессанса.
Проблема деятельности. В эпоху Возрождения любая деятельность или деятельность художника, скульптора, архитектора или инженера воспринимается иначе, чем в античности и в средние века.
У древних греков созерцания считалось высшим от деятельности. В средние века отношение к деятельности меняется. Христианство рассматривает труд, как искупление за грехи, но высшей формой деятельности считается то, что ведет к спасению души. Душа где многом похожа на созерцание: это молитва, богослужение, чтение священных книг. И только в эпоху Возрождения творческая деятельность приобретал сакрального, т.е. священного характера. С помощью этой деятельности человек не просто удовлетворяет свои потребности она творит новый мир, создает красоту и творит самое высокое, что есть в мире - саму себя.
В эпоху Возрождения возрастает ценность отдельного человека. Поэтому не редко мы встречаем мнение о том, что в настоящее время формируется понятие личности и индивидуальности. Понятие "личность и индивидуальность" нужно различать. Индивидуальность - это категория эстетическая, личность - категория морально-этическая.
Если мы рассматриваем человека с точки зрения ее отличий от других людей, то в этом случае единственным критерием ценности может быть критерий оригинальности. Что я касается личности, то в ней главное - это способность распознавать добро и зло и вести себя в соответствии с ним. Личность предусматривает также способность нести ответственность за свои поступки.



Назад