Электронная онлайн библиотека

 
 Философия: конспект лекций

3.7. Реформация, ее идеи


Ренессансные гуманистические идеи сначала не вызвало негативной реакции со стороны официальных представителей католической церкви. Ситуация резко меняется
после того, как в XVI ст. Возрождение вращается феноменом Реформации.
М.Лютер (1483-1548) подверг критике официальную католическую доктрину. Его позиция выходила из идей мистического пантеизма Майстера Экхарта, августиансько-платонических предпочтений и ренессансного критицизма Эразма Роттердамского. М.Лютер призвал вернуться к первоначальной "чистоты" христианского учения, отбросить все позднейшие наслоения в виде барских бул и декретов. Выдвигая тезис о всеобщем "священство", он делал ненужным духовенство, предлагая "прямой", индивидуальный путь каждого верующего к Богу. М.Лютер настаивает на иррациональном характере религиозного знания, делая тем самым принципиально неправомерной любую попытку "светской" его критики. Он перевел Библию на немецкий язык, сделав тем самым ее содержание ближе и понятнее основной массе верующих немцев. Реформа М.Лютера лишила церковь политического господства, подчинила ее светской власти.
Ж.Кальвін (1509-1564) был автором другого, более радикального варианта Реформации. От лютеранства кальвинизм отличался более категоричным мистицизмом и ірраціоналізмом. Как учил Ж.Кальвін, Христос своей жертвой на кресте избрал к спасению не все человечество, а лишь некую его определенную часть. Причем критерии "избранности" совершенно иррациональны. Поэтому, как он говорит, "называемых много, а мало избранных". Однако именно вследствие иррационального характера божественного выбора избранником может считать себя каждый.
Реформация по своему идейному содержанию была типично ренессансным феноменом. В то же время она существенно отличается от гуманистической традиции Возрождения репрессивными мерами Контрреформации. Лютеранский монизм в своем отрицании автономии человеческого существа, ее свободы совпадает с натуралистическим монізмом позднего Возрождения, который так же отрицает автономию человеческого естества. Недаром свое продолжение лютеранский монизм, который утверждал существование одного Бога и божественной природы, находит в немецком идеалистическом монізмі XIX ст., а натуралистический монизм - в материалистическом механического мировоззрения Нового времени.



Назад