Электронная онлайн библиотека

 
 Философия: конспект лекций

4.2. Характеристика деятельности основных философов этой эпохи


Далее следует подробно ознакомиться с взглядами выдающихся философов этого времени.
Ф.Бекон /1561-1626 гг./ - родоначальник новой формы английского материализма и всей тогдашней экспериментальной науки; именно он сформулировал понятие материи как выражение природы и бесконечной совокупности вещей; материя, за Беконом, находится в движении, ПОД которым он понимал активную внутреннюю силу, "напряжение" материи и назвал 19 видов движения. Движение и покой Бэкон считал равноправными свойствами материи, что ставило его и других философов перед трудно решению проблемой: как, каким образом абсолютный покой превращается в движение и наоборот.
Ранее мы говорили о том, что Бекон обосновал, теории познания принцип эмпиризма. Из этого принципа возраст выводит приоритет индуктивного метода и фактически становится его основателем. Он глубоко исследовал характер индуктивного метода научного познания: получение общих положений, общего знания о мире путем изучения разнообразных индивидуальных вещей и их свойств. Бекон определил также систему "идолов", т.е. видимых и невидимых препятствий в процессе познания истины /идолы рода, пещеры, театра и рыночной площади/.
В его произведениях можно увидеть новый подход к вопросу о цели познания. Его знаменитый афоризм "Знание - сила" выражал идею высокой роли экспериментальной науки, которая приносит человеку практическую пользу.
Бэкон не отрицал существование Бога. Он признавал, что Бог создал мир, но в последующее время перестал вмешиваться в его дела. Итак, он признавал существование двух истин: божественной и светской.
В объяснении природы общества Бэкон был идеалистом и выступал сторонником абсолютной монархии, много писал о развитии торгово-промышленных слоев общества того времени. Головкой работой Ф.Бекона, "Новый Органон".../1620 гг./ /как бы в противовес основной работы Аристотеля - "Органон"/.
Р.Декарт /1506-1б50 гг./ - выдающийся французский философ, физик, математик, основатель рационализма. Основные работы Декарта- "Рассуждение о методы", "Метафизические размышления", "Начала философии" и др.
В истории Новой философии Декарт занимает особое место как создатель дуалистического философского учения. Он построил свою философскую систему на основе признания одновременного самостоятельного существования сознания и материи, души и тела. "Мир, Декарт утверждал, - состоит из двух независимых субстанций - духовной и материальной". Атрибутом духовной субстанции считал мышления, а материальной - протяженность в длину, ввысь и глубину. Человек, за Декартом, это механическое сочетание этих двух субстанций.
Этот дуализм субстанций не давал возможности решить проблему познания мира. И действительно, разве возможно познание, если обе субстанции независимые друг от друга. Поэтому Декарт вынужден ввести в свою теорию познания третью субстанцию - Бога, который оговаривал их единство.
Единственно правильным методом познания Декарт считал рационализм и дедукцию, т.е. выявление конкретных истин из общих ссылок-принципов, которые вечно и априорно существуют в уме.
Концепция рационализма включал в себя два элемента: это представление о разуме как высший способ достижения истины /ум всемогущий и непогрешим, считал Декарт/; и второе: правильно понимая качественное отличие рационального познания от чувственного, Декарт преувеличивал возможности рационального познания, отрывал его от эмпирического степени, как единого источника информации о мире и этим толкал рационализм к идеализму, определяя существования особенного, чисто рационального источники знаний.
Пытаясь очистить дедуктивный метод от схоластического формализма, но не понимая роли практической деятельности в формировании содержания логических понятий, Декарт разрабатывает учение, согласно которому исходными понятиями для дедукции всех научных знаний должны быть "врожденные идеи". Они, по мнению Декарта, скрытые в глубине интеллекта и могут быть осознаны только интуитивно. Если основные принципы знания признать врожденными, то опять же возникает препятствие на пути решения вопроса о познания мира, который постоянно развивается.
Значительный вклад в преодоление дуализма Декарта сделал Б.Спіноза /1632-1667 гг./. С точки зрения Спинозы мир - это бесконечная природа, материальная субстанция /от лат. - сущность, основа/, которую он также называет Богом. Понятие Бог Спиноза употребляет не буквально, оно является своеобразным теологическим прикрытием материализма. Субстанция, то есть материя, является причиной самой себя, имеет множество свойств. Она вечна и неизменна, ей присуща идея сохранения. Субстанция - это то, что не нуждается для своего существования чего другого - бога, духа и т.п. Понятие субстанции Спинозы является очень ценным в его философии, оно играло большую роль в дальнейшем развитии научной философии.
Большое значение для дальнейшего розпитку философии мало учение ïàíòе¿омп Спинозы. Согласно íèì бог не существует отдельно от природы, а растворяется в ней. Из этого логически вытекала атеистическая мысль о том, что познание мира идет не через познание бога, а через познание самой природы. То есть Спиноза призвал не к богословию, а к научного познания мира. Исходя из идеи существования единой субстанции, Спиноза ошибочно стоял на позициях гілозоїзму, то есть такого учения, что допускает наличие мышления у всей материи, в том числе и неживой. Такой идеалистической точки зрения придерживаются и сейчас некоторые исследователи природы, в частности французский ученый, палеонтолог и философ Тейяр де Шард.
Д.Локк /1632-1704 гг./. Вклад Локка в развитие материализма связан прежде всего с последующей разработкой и обоснованием принципа сенсуалізму. согласно которому все человеческие знания имеют чувственное происхождения. Локк отрицал мнению Декарта о "врожденные идеи" и доводы, что человеческий разум от рождения является "tabula rasa" - то есть чистая доска. Все, что мы знаем, это результат влияния внешнего мира, это результат воспитания и образования.
Признавая опыт как источник знаний, Локк этот опыт разделял на внутренний и внешний:
внутренний - это источник знаний о внутреннем мире человека; внешний - это источник поставки информации о объективный мир.
Локк отрывал внутренний опыт от внешнего и этим делал значительную уступку ідеалізмові.
Характеризуя материю, Локк учил, что материальным телам мира присущи только количественные особенности, отрицал качественное разнообразие материи и не признавал, что материя неисчерпаема не только количественно, но и качественно.
За Локком тела отличаются друг от друга только по размеру, за фигурой, движением и покоем. Эти качества он называл первичными. Такие качества как цвет, вкус, запах, звуки - вторичны, они являются субъективными и непритаманними материальным телам. Это тоже была уступка идеализма, что свидетельствует о непоследовательности философских взглядов Локка.
К когорте английских философов Нового времени относится также Т.Гоббс /1588-1679 гг./, представитель материализма и номинализма. Он считал, что реально существуют только единичные вещи, а общие понятия - это лишь имена вещей. Поэтому всякое знание имеет своим источником опыт, но опыт двух типов: один - это результат восприятия, второй - это знания о имена вещей. Источником второго опыта выступает ум. Критикуя учение Декарта о существовании врожденных идей, Гоббс в то же время отрицал существование субстанции, ибо был номіналістом и не признавал реальности общих понятий. У него на первый план выдвигается механическое толкование реальности, живая чувственность превращается у него на абстрактную чувственность геометра, мир - это геометрическое место точек, плоскостей и тел. Человек - это машина с природными свойствами. Государство это "Левиафан" - чудовище, которое управляет человеческими судьбами. Свобода - это прежде всего отсутствие сопротивления, а не "сущностная сила" человека.
Содержательной и диалектически направленной есть философия немецкого философа-идеалиста Г.Лейбніца /1646-1716 гг./, великого математика и логика.
Если Ф.Бекон разрабатывал учение о "одномерность" субстанции, Декарт - о "двомірність" /материальную и духовную/, то Лейбниц отстаивал множественность субстанций, которые состоят из совокупности животворных атомов-монада. Все монады подвижные и взаимосвязаны, подлежат богом установленной гармонии. Как и многих других философов, он выступал за рациональное объяснение мира, верил в существование врожденных идей. Его несбыточной мечтой была попытка создать всеобщую человеческую логику, которая могла бы освободить мир от конфликтов и не желаемых противоречий.
Нужно также отметить, что материалистические идеи XVIII века встречали большое сопротивление со стороны идеализма и религии. В этот период начинает развиваться и усиливаться субъективный идеализм. Наиболее известными выразителями субъективного идеализма этого времени были два английские мыслители - Беркли и Юм.
Дж.Берклі /1684-1753 гг./ выступил с обоснованием субъективного идеализма. Он категорически отвергал существование материи и утверждал, что вещи существуют по стольку, по скольку они воспринимаются чувствами. Весь мир, по Беркли, это комплекс ощущений, которые вложены в нас богом.
Эту же субъективно-идеалистическую развивал концепцию и Д.Юм /1711-1776 гг./, но другим путем. Он утверждал, что человек не может выйти за пределы своих чувств и не может установить, что лежит в основе вещей - дух или материя, не может доказать, что между предметами и явлениями существует причинно-следственную связь. Познания в Юма группируется на основе приспособленчества к потоку явлений, к приобретению определенных привычек и инстинктов. Таким образом, философия Юма является не столько субъективно-идеалистической, но и агностичною.



Назад