Электронная онлайн библиотека

 
 Философия: конспект лекций

4.3. Философия Просвещения и метафизический материализм


Просвещение - культурно-исторический срок /впервые использовали Вольтер и Гердер/, что отражает определенную эпоху развития человечества, суть которой заключается в широком использовании разума для общественного прогресса. Просвещение является продолжением гуманистических тенденций XIV - ХV ст., но отличается большим рационализмом и критичностью. Главным стремлением просветителей было найти путем деятельности человеческого разума природные принципы общественной жизни. С этой точки зрения был подвергнут острой критике все имеющиеся формы и отношения людей в сфере права, морали, экономики, политики и т.д. Под влиянием просвещения начались реформы в некоторых странах западной Европы, которые способствовали созданию и развитию гражданского общества.
Считается, что Просвещение возникло в Англии под влиянием идей Д.Локка /1632-1704 гг./, который создал учение о государстве, власть и право. Локк собственно и разработал концепцию так называемого гражданского общества, согласно которой люди образуют государство том, что естественное состояние человека ненадежный. Цель образования государства - сохранение свободы и собственности. Локк впервые выдвинул идею о необходимости разделения государственной власти.
Французское Просвещение поднимает проблему совершенствования общества путем реформ. Большое значение имели произведения Ш.монтескье /1689-1755 гг./, в частности его "Персидские письма" и "Дух законов", где он методом сравнительного анализа описывает типы государственного устройства. В целом Монтескье выдвигал идею огромное значение географического фактора /территория, климат, плодородие земли и т.п./ в развитии общества. Но он не отрицал роли образа жизни, способа производства. Монтескье провозгласил идею всеобщего мира.
Ф.Вольтер /1694-1778 гг./ в своих произведениях "Кандид", "Философский словарь" и др. выдвигал идеи, направленные против феодализма и крепостничества, он боролся против церкви, религиозной нетерпимости, фанатизма, деспотии. Вольтер - решительный сторонник равенства граждан перед законом, но надо обратить внимание на то, что он считал неизбежным разделение людей на богатых и бедных. Некоторое время мыслитель признавал возможным улучшить жизни людей за счет так называемого "просвещенного монарха", то есть ученого, разумного и справедливого царя или императора, но в конце своей жизни склонился к тому, что лучшим государственным устройством является республика. Он остался убежденным в неизбежности общественного прогресса.
Блестящий полемист и талантливый писатель Ж.-Ж.Руссо /1712-1778 гг./ автор труда "О общественный договор", "Эмиль, или о воспитании" и другие, где касается вопросов развития цивилизации, государства, морали, размышляет над проблемами социального неравенства и воспитания. Критика ним существующих порядков отличалась яркостью стиля и поразительной силой слова. Вообще Руссо заметно склоняется к наслаждению и пытается избежать страданий. Цивилизация, утверждает он, портит человека, ухудшает ее природные качества именно благодаря своей раціоналізованості, умеренности. Разделение труда, который имеет огромное значение для прогресса, не только благо, но и зло, поскольку человек теряет целостность. Отсюда уже шаг к признанию проблемы отчуждения человека в обществе. В воспитании Руссо опирался на чувства человека, обращался к ее чистого сердца. В этом он усматривал возможность сохранения и развития действительно человеческих отношений в обществе. Он решительно выступает против социального неравенства, требует свободы и обеспечения полноты юридических прав.



Назад