Электронная онлайн библиотека

 
 Философия: конспект лекций

4.4. Французский материализм XVIII века.


Французский материализм XVIII века имеет много общего с философией Просвещения, но ему присущи и отличительные черты. Прежде всего его отличает единодушно материалистическая направленность во взглядах на природу. Материя существует объективно, связанная с движением, указывал Ж.Ламерті /1709-1751 гг./. Природа представляет собой совокупность различных форм движения материальных частиц. За Гольбахом /1723-1789 гг./ существует движение материальных масс (атомов), а также энергия, материя существует в пространстве и во времени. Надо обратить внимание на то, что материя толкуется в чисто механическом плане, то есть как совокупность частиц вещества /атомов/. Вместе с тем, философы отрицают любую роль в существовании бога и движении материи.
Французские материалисты попытались решить вопрос о по-ление сознания, опираясь на принцип общей чувственности материи /гілозоїзму/. К.Ламетрі сделал попытку показать процесс пос-тупового перехода от животных к человеку, показать их сходство и различие. В трактате "Человек-машина" Ламетрі раскрывает взгляд на человека как своеобразный механизм, машину, что подобная часовому механизму. Человека отличает от животных, считал он, лишь большее количество потребностей и, в конце концов, большее количество ума.
П.Гольбах в своей работе "Система природы" последовательно развивает основные идеи материализма того времени. Он решительно отрицает идеи богословия, выступает против идеализма. В природе, которая сводится к роду атомов, действуют механические законы, которые носят характер необходимости, следовательно, нет ничего случайного. Обратите внимание на то, что такая позиция называется механическим детермінізмом, поскольку законы движения и именно движение отождествляются только с одной его форме - механическим движением.
Итак, что механицизм с необходимостью приводит к метафизических позиций, поскольку все богатство движения сводится к перемещения частиц вещества. Это - упрощенная, узкая картина мира. Но среди французских материалистов Д.дидро /1713-1784 гг./ несколько выходит за пределы метафизических позиций и утверждает элементы диалектики. В его взглядах заметна склонность рассматривать все как такое, что развивается. Мир непрерывно рождается и умирает, он никогда не стоит на месте.
Французские материалисты выдвинули ряд ценных положений относительно общества, в частности подчеркнули роль человеческих потребностей как мощного источника развития. Общие интересы обусловливают связи между людьми. К.Гельвецій /1715-1771 гг./ указывал на единство личного и общественного интересов. Человек - продукт, но вместе с тем и субъект общественных отношений, несет за них ответственность. Они также настаивали на том, что с помощью разума можно изменить человека. Мыслители указывали, что не существует такого способа правления, которое можно было бы признать идеальным: концентрация власти ведет по деспотии, безграничная свобода - к анархии, распределение власти ослабляет ее. Единственный возможный способ улучшения общества и особенно морали - просвещение, воспитание.



Назад