Электронная онлайн библиотека

 
 Философия: конспект лекций

5.2. Теория познания и этические взгляды И.канта


Родоначальник немецкой классической философии был Іммануіл Кант /1724-1804 гг./. Его теоретическая деятельность делится на два периода. Первый период истекает 60-ми годами XIV века. В настоящее время Кант, занимался преимущественно естественными проблемами, среди которых наиболее известной в науке является его гипотеза, о возникновении солнечной системы с огромной газовой туманности*. В общей форме он утверждал диалектическую мнение о том, что природа имеет свою историю во времени, отвергал идею первого толчка, то есть в этот период в философии Канта преобладали материалистические позиции.
С 70-х годов начинается второй так называемый "критический" период, когда в философии Канта мы найдем и дуализм, и агностицизм, и идеализм. Основные произведения этого периода: "Критика чистого разума" /1781/, "Пролегомены" /1783/, "Критика практического разума" /1788/.
В центре философии Канта стоят проблемы теории познания. Основное, чем отличается подход Канта к решению этих проблем, сравнивая с предыдущими представителями различных философских систем, заключается в том, что он осуществил переход от метафизики субстанции к теории субъекта Главное, за Кантом, не изучение вещей самих по себе, а исследования самой познавательной деятельности человека. Прежде чем познавать мир, считает Кант, нужно познать свое познание, установить его границы и возможности. Это был великий поворот к философии человека.
Кант считает, что человеческий разум познает не "вещи в себе", а явления вещей, результат их воздействия на органы чувств человека. "Вещи в себе" становятся явлением благодаря априорным формам созерцания /пространство-время/ и априорным формам мышления /качество, количество, причинность, реальность и др. /т.е. таким формам которые имеют позадосвідне происхождения/. Следующая ступень познания - это ум, который, за Кантом, завершает мышления и при этом, не создавая ничего нового он запутывается в неразрешимых противоречиях в т. с. "антиноміях" чистого разума. Кант считает, что таких антиномий четыре, но решить их невозможно, поскольку каждую из тезисов, которые составляют антиномии, можно одинаково логически доказать или опровергнуть. В своем учении об антиномиях человеческого разума Кант вплотную подошел к разработке диалектической логики, где противоречия выступают как необходимое условие развития знания.
Внимательное изучение учебников, дополнительной литературы должно подвести студента к пониманию того, что в философии Канта причудливым образом сочетаются материализм /признание объективного существования "вещей в себе"/ и идеализм /утверждение о априорные формы созерцания и разумение/ с агностицизмом /возражения познания объективной действительности/. Это своеобразный компромисс между материализмом и идеализмом.
Очень глубокие мысли высказывает Кант и в других сферах, в частности в области этики. Он много пишет о человеке как часть природы, о человеке как конечную цель познания, а не как средство для любых целей, то есть признает самоценность человека. Кант ставил вопрос о соотношении понятий человек и личность. Известный Кант и как создатель учения о наде сторичну, независимую от условий жизни, общую для всех людей мораль. Он создал учение о так называемом категорический императив /закон, повеление/, что существует в сознании людей, как Вечный идеал поведения. Наличие такого императива предоставляет человеку свободу и, вместе с тем, в совокупности создает всеобщий нравственный закон для общества.




Назад