Электронная онлайн библиотека

 
 Философия: конспект лекций

5.3. Объективный идеализм Г.Гегеля. Диалектика и принципы историзма. Противоречие между методом и системой


Георг-Вильгельм-Фридрих Гегель /1770-1831 гг./. Если в целом охарактеризовать философию Гегеля, то нужно сказать, что это наиболее известный философ объективного идеализма, который в рамках своей объективно-идеалистической системы глубоко и всесторонне разработал теорию диалектики. Он сделал попытку построить теоретическую систему, которая должна была окончательно решить проблему тождества мышления и бытия. Основные работы: "Наука логики", "Философия природы", "Философия духа", "Философия права", "Философия истории" и др. В круг его интересов входили все сферы жизни - природа, человек, его свобода, закономерности общественной жизни, логика, право и др.
Заслуга Гегеля заключалась также в том, что он весь природный, исторический и духовный мир впервые подал в виде процесса, то есть в виде движения, перемен, в преобразованиях, в развитии. Но этот универсальный процесс он запечатлел своеобразно - идеалистически. Гегель считал, что объективно, независимо от нас существует абсолютный дух, как самостоятельная, универсальная, духовная субстанция мира. Этот абсолютный Дух, абсолютная идея или разум, постоянно развиваясь, на определенном этапе его порождает, "отпускает с себя свое другое" - природу, которая, в свою очередь, развиваясь, порождает "субъективный" Дух - человека, искусство, религию и наивысшее проявление этого духа - философию. Обосновывая идею развития, Гегель сформулировал основные законы диалектики, показал диалектику процесса познания, доказал, что истина является процессом. Разрабатывая философию истории, Гегель первый подчеркнул, что основной проблемой изучения социального бытия человека является изучение диалектики субъективности пожеланий каждого отдельного человека и объективности, закономерности создаваемой людьми системы общественных отношений. Гегель критиковал понимание свободы как отсутствия всяческих преград. Такое понимание свободы является "свободой пустоты" говорил он. Гегель приходит к формулы свободы как "познание необходимости".
Разобравшись в этих вопросах, студент должен понять сущность основного противоречия философии Гегеля - противоречия между диалектическим методом и идеалистической и в то же время метафізичною системой, обратив внимание при этом на непоследовательность его диалектики, Она вся была обращена в прошлое и не распространялась на объяснение современного и будущего. Гегель везде установил абсолютные пределы развития: в логике таким пределом является абсолютная истина; в природе - человеческий дух; в философии права - конституционная монархия; в истории философии - философская система самого Гегеля.
Гегель считал, что развитие истории завершается, достигнув уровня Прусской империи, после чего история уже не развивается в пространстве и времени. Таким образом философия Гегеля была консервативной, она не давала перспектив для необходимости появления новых формаций и через это классики марксизма назвали ее "конец немецкой классической философии".




Назад