Электронная онлайн библиотека

 
 Философия: конспект лекций

5.6. "Философия тождества" законов природы и мышления Шеллінга


Субъективный идеализм Фихте был неспособен объяснить явления природы и общественной жизни, практической деятельности человека. Попыткой его критического осмысления стала так называемая объективно-идеалистическая философия тождества, основоположником которой был Ф.Шеллінг /1775-1854 гг./. Ценным в философии Шеллінга было то, что исходя из теории тождества, он настаивал на приоритете природы относительно вечно существующего противоречия "Я и среда", показал диалектическое развитие единой природы и существования единства живой и неживой природы. Пытаясь обобщить достижения научных знаний своего времени, Шеллинг решал проблему нахождения исходного начала, которое, по его мнению, должно быть выше субъекта, природы и духа, из которого выводилось бы как первое, так и второе. За такой первый начало Шеллинг принимает субстанцию, некоторое абсолют, что выступает в виде абсолютного разума, существует одновременно как субъект-объект, как абсолютное единство духовного и природного. Но он не находит ответа на вопрос о том, каков же механизм возникновения с абсолюта конкретных конечных вещей. Конечно, Шеллинг выдвинул плодотворную идею о первооснову как принцип решения всех теоретических осложнений, но он не смог ответить на много вопросов, за решение которых, как мы видели ранее, взялся Гегель.



Назад