Электронная онлайн библиотека

 
 Философия: конспект лекций

6.1. Особенности формирования философской мысли в культуре Киевской Руси. Философские, этические и социально-политические идеи во взглядах Илариона, Владимира Мономаха, Кирилла Туровского и др.


В современной литературе наиболее распространенной является точка зрения, согласно которой начало истории отечественной мысли ведется с Х-XII века, то есть периода формирования мощного государства - Киевской Руси. Две важные обстоятельства радикальным образом повлияли на своеобразие этого процесса - проникновение христианства в культуру Киевской Руси, которое пришло на смену древнеславянском мифологическом пантеона из шести богов во главе с Перуном и усвоения греко-римской и византийской философской мысли. Общая направленность философской мысли в культуре Киевской Руси определялась жесткими идеологическими и политическими задачами построения прочной централизованного государства. Распространение христианства, которое связывают а развитием грамотности и образованности на Руси, положительно повлияло на повышение общего культурного уровня народа, привлечение его культурных слоев к достижениям европейской, прежде всего античной философской и социально-политической мысли. Вместе с тем следует подчеркнуть своеобразие, оригинальность отечественной философской мысли того периода, которая опирается на особенности мировоззренческих позиций, культуры и традиций народа. Последнюю характеризует определенная "дуальность", параллельное существование "книжной" и народной культур, которые ведут между собой интенсивный диалог.
Благодаря созданию переводной литературы, в том числе отдельных библейских книг, текстов отцов церкви, отрывков текстов античных и эллинистических авторов проходил творческий процесс усвоения важных мировоззренческих идей, формирование подходов к пониманию мира, его познания. Следует обратить внимание на значение произведений Иоанна Дамаскина, его определение философии, которое обосновывает мнение: философия есть любовь к мудрости - истина же мудрости есть Бог. Следовательно, любовь к Богу является истинной философией.
На первое место по своим мировоззренческим и философским значением следует поставить произведение киевского митрополита Илариона "Слово о Законе и Благодати", написанный в период княжения Ярослава Мудрого, известного своими культурными и просветительскими начинаниями. Это произведение является пом'яткою красноречивой культуры, публицистики, моральной проповеди. Он состоит из трех частей, в которых сопоставляются Закон и Благодать, описывается распространение христианства на Руси и выражается благодарность князю и его сыну Ярославу. Первая часть является своеобразным "Философское-историческим введением", что понимает смысл мировой истории.
Анализ первого вопроса этой темы невозможен без обращения к летописных источников, в том числе знаменитой "Повести врємєнних лет" монаха Киево-Печерского монастыря Нестора, через которую проходит идея единства русских земель, осуждается княжеская междоусобная борьба, обосновывается необходимость сплочения всех сил перед внешними врагами. Интересно отметить, что монах не только тщательно, с хронологической последовательностью описывает события, которые происходили год в год, но морализует по поводу несчастных событий, видя в них наказание божие за грехи человеческие.
Для философской традиции Киевской Руси характерной является этическая направленность, которая отчетливо звучит в "Поученії" выдающегося государственного деятеля и мыслителя князя Владимира Мономаха. Мономах дает своеобразную установку обладателю государства, суть которой потягає в том, что вместе с получением власти возрастает мера ответственности, что моральный долг князя - всегда оставаться справедливым. Степени справедливости является знание, следовательно, обладатель должен уметь все, потому что иначе он станет зависимым от других. В произведении Мономаха отчетливо звучит принципиально новая мысль о светскую роль государства, роль загальногромадської дела, независимой от церкви. В руководстве Мономаха достаточно четко вырисовывается мысль о индивидуальную ответственность личности перед обществом и Богом, утверждается преимущество добра над злом. Наставления Мономаха в значительной степени обращены к душе, морали лица, которая должна иметь страх божий в сердце, помнить о тяжесть греха, творить добро и справедливость.
Златоустом, который прославил себя красноречием, называли в Киевской Руси Кирилла Туровского /около 1130-1182 гг./, епископа в Турове. Его проповеди обращены к человеку, характеризуются яркостью стиля и языка, символичностью и оригинальностью мысли. Его знаменитая притча о слепой и хромой раскрывает идею единства морально чистой души и здорового человеческого тела. Слепец и хромой - это аллегорическое толкование человеческих вед души и тела, которые, объединяясь, творят зло. Но эта притча выходит далеко за пределы морали и поведения личности, поскольку епископ туровского княжества позорит политику, которая строится на обмане и преступлении. Отсюда следует постоянный, как рефрен в поздний отечественной философской мысли, идея борьбы добра и зла, которые определяют смысл человеческой истории. Кирилл Туровский выступает не только как моралист, но и хороший психолог, умеет зацепить людей за живое, призывая обуздать человеческую гордыню, освободиться от пороков, обрести душевный покой.



Назад