Электронная онлайн библиотека

 
 Философия: конспект лекций

6.2. Киево-Могилянская Академия, ее просветительский влияние на философскую мысль украинского, русского и других народов


Выдающуюся роль в духовном возрождении украинского народа во времена Российской империи сыграла Киево-Могилянская Академия, еще была основана в 1632р. Долгое время Академия была центром профессиональной деятельности в области науки и философии не только в Украине, она удовлетворяла образовательные потребности России, Белоруссии. В процессе изучения материалов о деятельности Академии обратите внимание на сроки обучения, структуру гуманитарной подготовки, источники, которые изучали студенты. Особое значение имело изучение языков, что открывало доступ к ознакомления языке оригинала с работами греческих, римских авторов. Самым популярным предметом среди студентов была риторика, которая формировала высокую культуру логического мышления. Философия изучалась 2-3 года, причем профессора использовали в своих лекциях идеи выдающихся мыслителей, как античности, средневековья и Нового времени. Среди деятелей Академии XVII-XVII в. ведущее место в развитии философской мысли занимали Й.Кононович-Горбацький, И.гизель, І.Галятовський, С.Яворський, Г.Бужинський, Прокопович, Л.Барановський и др.
Феофан Прокопович /1677-1736 гг./ - это один из наиболее ярких деятелей Академии, профессор и ректор, который находился в тесных отношениях с Петром И. Он имел значительное влияние на формирование философских и общественно-политических взглядов А.Кантимира, М.Лононосова. Деятельность Прокоповича в Академии отразился на уровне организации и преподавание большинства предметов. И хотя по своим взглядам он был идеалистом религиозного сорта, однако большое внимание уделял естествознанию, математике, преподавал идеи, которые не совпадали с христианским вероучением,
Прокопович сближает и отождествляет бога с природой. "Под природой, - пишет он в философском курсе "Натурфилософия", - понимаю бога". Полное определение природы сходится с богом в отношении природных вещей, в которых он с необходимостью существует и которые он движет. Из этого следует, что это определение не только природы, но оно, разумеется, касается материи и формы. Прокопович утверждает, что ни материя, ни форма, взятые отдельно, не является телом или субстанцией. Только соединяясь, они образуют тело, которое является их единством, завершеністю. Реально материя и форма существуют только в этой единства, а Их разделение возможен только в абстракции. Эти взгляды, которые поддерживали другие профессора, противостояли взглядам томістів и зближувались с позициями философов эпохи Возрождения. Критика взглядов томістів проводится в двух направлениях: во-первых, Прокопович не соглашается а разъединением сущности /essentia/ и существования /existentia/, считая их едиными и неделимыми; во-вторых, отрицает то, что материя получает свое начало от формы. Он исходит из мысли, что сущность не может существовать без того, сутью чего она является. Сущность и существование составляют определенность природного тела и неотделимые от него и друг от друга. Критика томізму, направленная против умаления значения материи, против схоластики, отражала потребности борьбы против унии и католицизма.
Прогрессивные взгляды Прокоповича связанные с развитием естествознания и, хоть зоны приобрели пантеистической формы, однако имеют большое мировоззренческое значение. Формулировка М.В.Ломоносовим законов сохранения материи и движения возникло именно благодаря идеям Прокоповича.
Своеобразные взгляды на живое развивал Феофан Прокопович. Он говорил, что все живое имеет по крайней мере три свойства: вегетативність, которая включает питание, рост, размножение /присуща растениям, животным и человеку/, чувственность, которая есть у животных и человека и разумность, которая присуща только человеку. Отсюда он развивает взгляды на процесс познания, которые сближают его с Локком, поскольку утверждает, что "цвет, вкус, запахи нельзя отнести к первоочередных свойств". Вместе с тем, он отвергает принцип "врожденных" знаний. .
Обратите внимание на общественно-политические и этические взгляды мыслителя, в частности его идеи о человеческое счастье, которое достигается только с удовольствием духовных и телесных потребностей человека. В основе этической концепции лежит понимание человека как вершины макрокосма. Развивая гуманистические идеи, Прокопович превозносил и реабилитировал в человеке то, что принижувалось средневековый теологическим мировоззрением: свободу человеческого разума, красоту тела и чувств; он отрицал, что тело человека является лишь источником греха и зла, поскольку от природы оно доброе и прекрасное.
Прокопович - выдающаяся фигура в Украине и России во времена Петра i; мыслитель, религиозный и образовательной деятель. Он поддерживал все начинания Петра И, направляя свои силы на укрепление российской империи. Но нельзя однозначно оценить его деятельность относительно политики репрессий Петра И.



Назад