Электронная онлайн библиотека

 
 Философия: конспект лекций

6.3. "Философия сердца" Григория Сковороды


Григорий Саввич Сковорода /1722-1794 гг./ - выдающийся философ, поэт, просветитель-гуманист, который получил образование в Киево-Могилянской Академии. Его философские произведения можно разделить на четыре цикла. К первой относится труд "Нарцисс". Разговор о том: "Познай себя" и другие, где мыслитель утверждает, что человек неотделима от природы, совместная с ней по своей натуре, а потому познания человека является одновременно познания природы. Второй цикл, в который входит несколько работ, в частности "Дружеская беседа о душевный мир" подает учение о человеке, счастья и мораль. В центре цикла стоит принцип так называемой "родственной" /"сродної"/ труда, наиболее полного раскрытия способностей человека. В третьей цикле /"Икона Алківіадська" и др. Сковорода обобщает мнения о духовный мир /мир символов/, общий идеал жизни. Четвертый цикл /"Ссора архістратиги Михаила с Сатаной о том, легко ли быть благим"/ определяет то, с чем должна бороться настоящий человек. Последнее произведение Сковороды - "Диалог". Имя ему - "Потоп змеиный" формулирует основную доктрину о трех мирах; "макрокосма" - Вселенная, "микрокосм" - мир человека и мир символов, который составляют - Библия, мифи, религия, а также учение об две натуры. Каждый мир состоит из двух натур: "видимой" и "невидимой" Видимая". натура называется тварь, а невидимая - Бог".
За Сковородой, Бог и природа - единое целое. Это две натуры одной Вселенной. Единство натур образует объективную реальность. Материальное меняется, человек воспринимает его органами чувств. Сама по себе физическое натура - "мертвая стихия", она подвергается разрушению и переходит из одного состояния в другое. Таким образом, Сковорода близко подходит к понятию о незнищуваність материи, непрерывность ее движения. Несмотря на существенные материалистические и диалектические моменты мировоззрения мыслителя, нельзя однозначно толковать его философию как материалистическую. Пантеизм дополняется своеобразным взглядом на реальность окружающего мира, его предметы и явления. Явления - это видимая тлен, "одежда", который постоянно меняется и обновляется, за ним будто прячется сущность, которую он называет вечностью. Узнавая изменчивость внешней природы, мыслитель утверждал идею вечности внутренней материи, которую отождествлял с Богом, как началом и причиной, что определяет закономерность развития всего сущего. Здесь в духе неоплатонизма раскрыто соотношения духовного и материального.
Изучение труда Сковороды дает понимание того, что в центре его мировоззрения находится человек, его духовный мир, его счастья. Многие наук изучает природу и приносит пользу людям для удовлетворения их телесных потребностей; но не телесное, материальное является главным в мире и в человеке. Потому науки о материальный мир учат главного - как быть счастливым. Кто хочет быть счастливым, то прежде всего должен познать самого себя, то есть внутреннюю сущность, свою духовность, или свое сердце. Человек, который не познал себя, не может выбрать в соответствии со своей природы сферу деятельности, следовательно, не может быть счастливой. Собственная природа человека не выбирается, она - от Бога. Итак, у каждого человека своя природа, которую не каждый изменить, ее можно только познать и выбрать такой жизненный путь, который созвучен ее сердцу, то есть внутреннему духовному миру. Отсюда учение Сковороды о "сродну труд» его интерес к учению тех Философов в которых этика имеет большое значение.
Философия "сердца", учение о сродну труд, безусловно, имела несколько утопический характер во время порабощения украинского казачества, унижение достоинства человека, которая находилась в полной зависимости от господина. Нечего и думать о том, что простой человек свободно выбирала род профессиональных занятий, который бы приносил ей радость, удовольствие и вдохновение. Крепостничество и "сродна" труд несовместимы. Сковорода видел, что в обществе царят угнетения человека, несправедливость, что руководящей, движущей силой человеческих поступков является материальный интерес, погоня за наживой. Ценят не того, кто живет по правде и совести, а того, кто обманывает, занимается мошенничеством, как говорят, "умеет жить".
Но именно эти идеи Сковороды раскрывают гуманизм его взглядов, их незаурядный характер, их жизненную силу и значение для современности.
Надо обратить внимание на отношение Сковороды к Библии, так называемого мира символов. Изучение этого аспекта творческой наследство великого украинского мыслителя вносит новые элементы в оценку его жизненного пути и взглядов.



Назад