Электронная онлайн библиотека

 
 Философия: конспект лекций

6.5. Философия сердца П.Юркевича и его отношение к материализму Л.Фейєрбаха и Н.чернышевского


Известным философом второй половины XIX в. был п . юркевич /1827-1874 гг./, профессор Киевской духовной академии. В 1860 г. он опубликовал статью "Из науки о человеческом дух", где выступил против материализма Л.Фейєрбаха и Н.чернышевского. Юркевича не удовлетворяла не только материалистическая и идеалистическая философия, он критикует диалектику Гегеля. В его философской системе центральной фигурой является индивидуальная личность, суть которой составляет не разум, а сердце. Поскольку в основе мира лежит божественная цель, которую совершают люди, то она может быть познана не головой, а сердцем. Между мозгом и душевной деятельностью, считал Юркевич, не существует причинная связь, а только идеальный, "целесообразный", в основе которого лежит духовная суть. Юркевич считает невозможным, чтобы сознание происходила из материи. Таким образом активно выступает против материализма вообще, утверждая, что тот не в состоянии понять суть сознания, движения и дать правильную картину мира.
Таким образом, философские взгляды Юркевича можно охарактеризовать как телеологічний идеализм. Библию он считает единственным путем к знанию. Истину мы имеем, пишет философ, в библейском учении о сердце, где сосредотачивается духовную жизнь человека.
Философские взгляды Юркевича, который позже преподавал в Московском университете, повлияли на формирование взглядов российских философов. В.С.Соловйов /1853-1900 гг./, представитель объективного идеализма, основатель так называемой "філософїї всеединства". Главный его труд - "Оправдание добра". Философская система состоит из трех частей - учение о нравственности, о знании, о красоте. Он стремится соединить в одно целое философию, науку и богословие.
Чрезвычайно сложная система наследует идеи платонизма - "царство вечных идей", которое является другое бытие бога. Природа является порождением "мировой души", результатом грехопадения, ухода от бога. Человек связан с двумя мирами - естественным и божественным, с первого она вышла, до второго стремится. Идеальным воплощением бога в человеке есть Христос. Задача христианской религии заключается в объединении мира в боголюбстві.
Творений, греховный мир, что "откололся" от бога, эволюционным путем снова собирается в единое целое, он проходит несколько степеней: минеральное царство, растительное царство, царство животных, человеческое царство, божественное царство. Существует, таким образом, мировой прогресс, единство Вселенной, его стремление к богу - возрождение всеединства. Обратите внимание на моральные взгляды этого христианского философа, в частности его утверждение, что стимулом к морального образа жизни является уверенность человека в разумном основании своего существования. Моральный человек живет ради того, чтобы творить добро.



Назад