Электронная онлайн библиотека

 
 Философия: конспект лекций

7.2. Диалектический и исторический материализм


Марксистская философия, безусловно, важный этап в развитии мировой философии. В процессе самостоятельной работы целесообразно ознакомиться с биографическими моментами жизни и деятельности Карла Маркса /1818-1883 гг./ и Фридриха Энгельса /1820-1895 гг./, которые дают представление об основных направлениях творческой и общественно-политической деятельности учредителей качественно новой философии, нового образа мышления. Маркс и Энгельс неоднократно упоминали: что их мировоззрение формировалось под огромным влиянием Гегеля, Фейербаха, Этот фактор особенно важен для понимания процесса становления проблематики идей, которые разрабатывали Маркс и Энгельс. Наилучшее представление о содержании марксистской философии дает ознакомления непосредственно с первоисточниками.
1932 года, почти через полвека после смерти Маркса, были впервые напечатаны "Экономическо-философские рукописи 1844 гг. Эта работа имеет огромное значение для понимания гуманистических идей и вообще комплекса идей Маркса, что продуцируют принципиально новые подходы к пониманию человека и общества. Основываясь на идеях Фихте и Гегеля о активную деятельность субъекта, Маркс впервые выдвигает идею деятельности как материально-преобразовательной общественной практики. Именно таким образом разворачивается взгляд на человека как продукт саморазвития природы и общества, в основе которого лежит человеческий труд. Рукописи проникнуты гуманистическими умами, анализом причин дегуманизации буржуазного общества. Идея отчуждения человека в обществе, где господствует частная собственность,- главная в этой работе Маркса. Он доказывает, что в основе любого отчуждения лежит отчуждения в материальной, экономической сфере. Это уже противоположная гегелевской точка зрения, поскольку она носит материалистический характер. Маркс обвиняет частную собственность в том, что она в конечном счете порождает все формы отчуждения, поэтому он занимает позицию отрицания частной собственности, но не такого возражения, когда вместо многих ВЛАДЕЛЬЦЕВ возникает один собственник - государство, которое эксплуатирует и порабощает человека. Маркс утверждает идею о необходимости преобразования "частной собственности" в реальную собственность каждого индивида, а вместо этого - в реальное "присвоение человеком» отчужденного от нее богатства", речь идет о все богатство - материальное и духовное, поэтому человек свободного общества, где ликвидированы отчужденность, - это человек богат, богат разнообразными потребностями; интеллектуально, морально и физически развита. То есть это универсальная человек, живущий в согласии с обществом и природой. Маркс остро критикует так называемый "казарменный коммунизм", который унифицирует человека, упрощает ее потребности, ведет к уравниловке, не дает условий для всестороннего развития личности.
Новая концепция общественно-исторической практики, предложенная Марксом, раскрыта в его "Тезисах о Фейербахе". Сущность материалистического понимания истории изложены в первом разделе "Немецкой идеологии" Маркса и Энгельса. Благодаря этому был сформулирован принцип, что дает возможность научного решения вопросов развития общества. Принцип материалистического понимания истории опирается на признание самого факта существования простых, ясных, очевидных каждому человеку предпосылок ее жизни. Ими являются материальные предпосылки, которые создают индивиды, которые созданные предыдущими поколениями людей. Таким образом складывается целостная концепция общества, основой которого является непосредственный процесс производства общественной жизни, связанных с ним форм человеческого общения» порожденных базисом политической надстройки и различных форм общественного сознания.
Концепция практики как основы и главного содержания человеческой жизни дает основание Марксу для острой критики всего предыдущего материализма, как метафизического, созерцательного, как такого, что рассматривает человека вне социальными условиями его жизни. Принцип революционно-перетворювальчої практики требовал адекватного метода познания - диалектики. Подчеркивая огромное значение гегелевской диалектики, ее революционную сущность, Маркс отмечает, что эту диалектику надо "поставить на ноги", то есть наполнить материалистическим содержанием. Основные положения диалектического метода раскрыты Энгельсом в его трудах "Диалектика природы" и "Анти-Дюринг".
Марксизм как определенная философия и общественно-политическая доктрина быстро приобрел последователей и популяризаторов в Европе, Америке. В Германии - это Й.Діцген /1828-1888 гг./ и Ф.Меринг /1845-1919рр./, во Франции - П.Лафарг /1842-1911 гг./, в Италии - А.Лабріола /1843-1904 гг./, в России - Г.В.Плеханов /1856-1918 гг./, М.и.зибер /1844-1888 гг./ - в Украине.
Г .В. Плеханов написал много сочинений по истории философии, истории религии и атеизма, экономической мысли, рабочего движения, по теории искусства и литературы, в которых разрабатывал и обосновывал идеи марксизма. Имея редкую эрудицию, Плеханов в увлекательной и доступной форме разъяснял самые сложные философские вопросы, приводил яркие примеры из разных областей жизни. Говоря о различии между диалектикой Маркса и Гегеля, Плеханов подчеркивал, что "Карл Маркс сказал о себе с полным правом, что его метод представляет собой полную противоположность метода Гегеля", что гегелевская диалектика носила непоследовательный характер, поскольку признавала развитие лишь в прошлом. Он глубоко разъяснял положения о вечности материи, основные формы ее существования, об движение, пространство и время, познаваемость мира. Особенно большое внимание уделял выкладке материалистического понимания истории, материалистическом толкованию процесса возникновения общественных идей и их роли. На богатом историческом материале исследовал роль выдающихся лиц в историческом процессе, критиковал культ знаменитости.
М.и.зибер, преподаватель Киевского университета, был лично знаком с Марксом и Энгельсом. Высоко ценил экономическое учение Маркса и приложил много усилий для его популяризации, горячо защищал диалектический метод. В Ш79 г. опубликовал в журнале "Слово" статью "Диалектика и ее применении к науке", где изложил философскую более частую труда Энгельса "Анти-Дюринг". Под влиянием марксизм ученый отстаивал положение о решающей роли материального производства в обществе, о закономерный характер его развития.
Большую роль в развитии марксизма отыграл В.и.ленин /1870-1924 гг./, выдающийся российский политический деятель, революционер, философ. Основные философские произведения - "Материализм и эмпириокритицизм", "Философские тетради", "О значении воинствующего материализма", "Государство и революция", "Три источника и три составные части марксизма" и другие. Рассматривал вопрос о материи, движение, пространство и время, обосновал различие между философским и естественным понимание материи. Значительное внимание уделил проблеме истины, ее объективности, абсолютности и относительности, конкретности. Большое значение придавал правильному пониманию диалектического метода, закона единства и борьбы противоположностей. В работе "К вопросу о диалектике" рассмотрел сущность диалектики как всесторонней теории развития, противоположность диалектики и метафизики. Диалектика, подчеркивал Ленин, это и есть теория познания, поскольку познание противоречивый, сложный процесс, поэтому сознательное использование диалектики чрезвычайно важное в познании истины.
Обратите внимание на работы Ленина, посвященные государстве, революции, классовой борьбе, в которых с позиций того времени анализируются и истолковываются сложные общественные проблемы. Нельзя не отметить, что большинство его работ написаны в острой полемической манере, в духе нетерпимости к любым отклонениям от марксистских положений. Выступая против ревизии марксизма, Ленин считал возможным сойти от ортодоксальных положений, мотивируя это изменением исторических обстоятельств. Так возникла тезис о возможности победы социалистической революции в одной отдельно взятой стране - России - фактически крестьянской по своему социальному составу, политика нэпа.
С возникновением СССР и преобразованием марксизма в господствующую идеологию и углубился процесс его превращения в догматическую схему. После смерти Ленина этот процесс завершился канонизацией всех составных частей, в том числе его философской части - диалектического и исторического материализма. Этому способствовал выход в свет так называемого "Кратного курса истории ВКП/б/", который лично редактировал И.сталин. Раздел о диалектический и исторический материализм был фактически объявлен ^непревзойденным образцом творческого марксизма" и положен в основу Его преподавания. Он составлял чрезвычайно упрощенную схему марксистской философии, отклонение от которой было очень опасным и строго определялось идеологическим отделом партии. Философия превратилась в идеологическую прислужницю партийной политики, апологетическое орудия его решений. Ситуация относительно этого изменилась во времена так называемой "хрущевской оттепели", но общая схема, основные философские положения оставались незыблемыми. Безусловно, творческий процесс невозможно остановить совсем, поэтому обратите внимание на то, что и в области марксистской философии работало много действительно талантливых, плодотворных ученых, таких как, например, П.В.Копнін, Е.В.Ільєнков, В.Ф.Асмус, В.О.Лекторський и другие.
Радикальные изменения экономического и политического характера в странах бывшего СССР не могли не привести к переоценке марксистской философии. Критически оценивая догматизм, самовозвеличивания "единственно научной" философии, опасную претензию на монополию истины, нельзя, однако, не согласиться, что в марксистской философии, как и в каждой философии, положительные, рациональные моменты, которые не стоит игнорировать. Несмотря на трудности, которые выпали на долю советского периода, эта философия сделала значительный вклад в философские вопросы естествознания, логики, истории философии и культуры, антропологии и экологии, который нашел достойное признание мировой философской мысли, их надо изучать, отделять истину от ошибок.



Назад