Электронная онлайн библиотека

 
 Философия: конспект лекций

8.3. Принципы и основы построения философской теории


Существуют 2 основных способа систематизации философского знания: классический и неклассический. Классические системы философии (например, античные философские системы, или системы немецкой классической философии) является целостные, заперты, законченные, а неклассические системы не претендуют на целостность, законченность, замкнутость. Мировоззренческий характер философского знания составляет главную его специфику, определяет его фундаментально гуманистическое содержание. Но гуманистическое содержание философии может отодвинуть на второй план, может и выдвинуть на первый план, наглядно демонстрируя свои гуманистические добродетели. Мера "гуманистической насыщенности" тот или иной философской позиции зависит главным образом от способа философствования: диалектического или догматического. Первый подход предстает в стремлении к мудрости, націлісності на постоянный поиск, на различные варианты ответы на "вечные проблемы". Второй подход объясняет философию как науку о сущем и поэтому видит главная ее задача в достижении истины. Первом "софійному" подхода соответствуют слова Платона: "Я знаю, что я ничего не знаю", а второму епістемному подхода соответствуют слова Аристотеля: "Платон мне друг, но истина - дороже". Для построения системы философии пользуются такими принципами: монизма, дуализма и плюрализма. Принцип монизма (единого начала) в построении философских систем может опираться на идею первичности материи и вторичности сознания. В этом случае мы имеем дело с материалистическим монізмом. Принцип монизма в построении философских систем может опираться на первичность сознания (идеального) и рассматривать материальный мир как вторичный, производный. Это - идеалистический монизм (например, философская система Г.Гегеля). Философские системы, которые отрицают единственный начало в мире и строят концепцию мира на базе двух или многих начал, получили в истории философской мысли в соответствии название дуализма (Р.Декарт) и плюрализма (Г.Лейбніц).


Назад