Электронная онлайн библиотека

 
 Философия: конспект лекций

9.1. Сущность, проблемы и основные формы бытия


Система философского знания вместе с предметом, принципами, методами включает в себя законы и категорийный аппарат. Все элементы системы тесно связаны между собой и составляют целостное единство, которая создается вокруг ядра, исходящей, системообразующей категории. Известно, что существует много разных систем философии, которые в свою основу кладут отличные друг от друга категории: бытие или дух, сознание или материю, человека или сверхчеловека. Бытие принадлежит к числу тех системообразующих понятий, которые положены в основу философии многими мыслителями как прошлого, так и современного. Известная телевизионная игра "Что? Где? Когда?" повторяет суть вопросов в той форме, как они были поставлены философами в древности. Приведенный выше цепочка вопросов позволял раскрыть первый аспект проблемы бытия: а/ что существует? - Мир. Вселенная; б/ Где - существует? - Здесь и везде, повсюду; в/ Как долго он существует /Когда/? - Теперь и всегда. Смысл проблемы в существовании противоречивого единства неизбежного, вечного и прошлого, переменного бытия отдельных вещей, состояний, человеческих и других существ. Внутренняя логика проблемы бытия ведет философов от вопроса о существовании мира "здесь" и "теперь" к вопросу о его существовании "везде" и "всегда". Отсюда следовал второй аспект проблемы бытия - вопрос о единстве мира. Общий ответ на этот вопрос сущности бытия в данном аспекте должна быть такая: существование всего, что есть, было и будет является объективной предпосылкой единства мира. Наконец, третий аспект проблемы бытия связан с тем, что мир в целом и все, что в нем существует, является совокупной реальностью, действительностью, которая имеет внутреннюю логику своего существования, развития и реально представлена нашем сознании действиями отдельных индивидов и поколений людей. Философский смысл понятия бытия тесно связан а понятиями небытие. Существование, пространства, времени, материи, становления, развития, качества, количества, меры и другими категориями. Повседневная языковая практика также вносит свой вклад в осмысление проблемы бытия. Слова "бытие", "есть, Существует" в прошлом, современном и будущем существовании принадлежат к наиболее употребляемых слов как российской, так и украинской, немецкого, французского, английского языков. Слово "есть" по Гегелю и Кантом добавляет характеристики, которые очень важны для субъекта предложения, его связи с именной частью предиката, а значит, с его помощью даются новые знания о вещах, процессы, состояния, идеи и т.д. Например, мы говорим: "Философия и форма мировоззрения". В этом предложении философии как одном из исторических типов мировоззрения с помощью глагола "есть" предоставляются более широкие черты предиката "мировоззрение". Существует два возражения целесообразности введения в философию категории бытия: а/ поскольку категория бытия ничего не говорит о конкретные признаки вещей, ее следует исключить из рассмотрения; б/ поскольку бытие определяется через понятие существования, то и в этом случае она тоже не нужна, потому что повторяет понятия существования. Необоснованность таких точек зрения очевидна, потому что, во-первых, категория как раз предназначена для того, чтобы фиксировать всезагальні связи мира, а не конкретные признаки вещей и, во-вторых, философская категория бытия не только включает в себя указание на существование, то есть наличие будь-чего, но и фиксирует более сложный комплексный содержание этого существования. Таким образом, в категории бытия объединяются такие основные идеи: - мир есть, существует как безгранична и непреходящая целостность; - естественное и духовное, индивиды и общество равноправно существуют, хотя и в разных формах, их разрозненность фиксируется только по форме, существование является предпосылкой единства мира; - в силу объективной логики существования и развития, мир в наличии различных форм своего существования образует общую объективную реальность, действительность, которая представляется сознания и выражается в действиях конкретных индивидов и поколений людей. Действие понимание сущности бытия целесообразно выделить следующие качественно отличные и в то же время взаимосвязаны его формы: - бытия вещей, тел, процессов, которое в свою очередь делится на бытия вещей, процессов, состояний природы, бытия природы как целого и бытие вещей и процессов, созданных человеком; - бытия человека, которое делится на бытия человека в мире вещей и на специфически человеческое бытие; - бытия духовного /идеального/, которое делится на индивидуальное духовное и об'єктивоване /позаіндивідуальне/ духовное; - социального бытия, которое делится на индивидуальное бытие /бытие отдельного человека в обществе и в процессе истории/ и бытия общества.


Назад