Электронная онлайн библиотека

 
 Философия: конспект лекций

9.6. Законы развития бытия


Понятие диалектики в истории философии использовалось в различных значениях. Сократ рассматривал диалектику как искусство обнаружения истины путем столкновения противоположных мнений, способ ведения беседы /отсюда и название - от греч. діалего - веду беседу, полемику/. По Гегелю диалектика - это своеобразный и единственно правильный метод познания. Возникла диалектика в Древнегреческой культуре с самого начала приобрела высокого интеллектуального рейтинга, потому что искусство полемики, доказательства, убеждения требует от собеседников большого мастерства, подготовки. Античные диалектики / Зенон, Гераклит / считали, что мир непрерывно движется, меняется, но они не понимали сути развития как возникновение нового необоротного. У философов разных времен и эпох - от античных до классиков немецкой философии было очень много справедливых догадок о диалектике. Но диалектика в ее концептуальной форме возникла в культуре позже. В виде стройной теоретической системы она впервые была представлена в учении Гегеля, хотя и в субъективно - идеалистической форме. Именно как система диалектика представляет собой единство принципов, законов и категорий. Кроме этого следует различать два вида диалектики - объективную, которая существует и действует в самих вещах, и субъективную, которая существует в человеческом мышлении, как отражение объективной диалектики. Поэтому диалектика выполняет две основные функции - мировоззренческую /все меняется и движется/ и методологическую, то есть учит, как мы должны подходить к познанию мира /рассматривать все с точки зрения движения, изменения, прыжков - в отличие от метафизики, которая рассматривал все постоянным, неизменным. Инертным/. Принципы диалектики - выходные, объективные по содержанию идеи, которые отражают наиболее общие закономерности предмета теории и одновременно выполняют методологическую функцию в ее построении. До основных принципов диалектики относятся: - принцип развития, - принцип объективности; - принцип детерминации; - принцип отображения; - принцип взаимосвязи. Философия изучает универсальные зв'язки. они составляют предмет диалектики, а формой их познания, фиксации выступают категории диалектики. В категориях фиксируется знания, качества, отношения, которые присущи всему бытию. Категории диалектики формируются на соответствующих этапах исторического развития общества. В категориях диалектики тесно связано объективное знание о соответствующую форму связи явлений с формой мысли, благодаря которой постигается и обдумывается эту связь. Среди разнообразных связей реального мира философское познание выделило различные типы их существования. И. Универсальные связи бытия, к которым относятся следующие: категории диалектики: І.Одиничне и общее и проміжноособливе. 2.Явище и сущность. 3.Діалектичні закономерности как форма связи. II. Структурные связи бытия: І.Частина и целое принцип целостности. 2.Форма и содержание. 3 . система элемент структура .Принцип системности. III. Связи детерминации: І.Причинні связи. 2.необходимость и случайность. 3. Возможность и действительность. 4. Концепция детерминизма и ее противоположность - индетерминизм. К основным диалектических законов относятся: 1/ закон взаимного перехода количественных и качественных изменений; 2/ закон единства и борьбы противоположностей; 3/ закон отрицания отрицания. Рассмотрим каждый закон отдельно. Изучение закон взаимного перехода количественных и качественных изменений необходимо начинать с определения таких понятий как качество, количество, мера. Качество - это внутренняя определенность предметов и явлений. Качество вообще есть тождественная с бытием определенность. Нечто, благодаря своему качеству, есть то, чем оно является и, теряя свое качество, оно перестал быть тем, что оно есть /Гегель/. Качества объективные. Качество проявляет себя через свойство. Разница между ними относительная. Количество - это внешняя определенность бытия, которая уже не является тождественной с бытием. Чистой количественной определенностью есть число, которое практически не связано с качеством. Несмотря на это количество и качество между собой взаимосвязаны, гармонично сочетаются. Единство количества и качества выражается в категории меры. Мера показывает границу, в которой предметы остаются качественно определены. Переход от одного качественного состояния к другому происходит благодаря определенным количественным изменениям. До определенной степени количественные изменения не ведут к возникновению нового качества. Идет постепенное, непрерывное увеличение ценности. Непрерывное накопление количества останавливается, когда мера исчерпывает себя и возникает новое качество. Переход от количественных изменений в новых качественных происходит благодаря прыжкам. Прыжки различают по: - характером; - масштабностью; - содержанием; - по форме их проявления и др. Характер прыжка обуславливается спецификой развития предмета. По масштабу прыжки могут быть длинными и короткими, охватывать целые эпохи и незначительные исторические отрезки. По содержанию - это переход в середине предмета, переход одного качественного состояния предмета к другому. По форме проявления прыжки могут быть быстрыми /типа взрыва/ и медленными. Основной смысл этого закона заключается в том, что переход от одного качества предмета к другому осуществляется не стихийно, а закономерно в пределах своей степени. Определив такую меру, можно предсказать характер прыжка, его тип и соответственно отреагировать на него. Закон единства и борьбы противоположностей - является одним из основных законов диалектики, который определяет внутренний источник движения и развития в природе, обществе и познании. Причины движения и развития кроются во внутренних противоречиях, присущих процессам и явлениям объективной действительности - борьбе противоположностей. Каждый предмет, явление, процесс является противоречивой единством противоположностей, которые взаимно переходят друг в друга, находятся в состоянии единства и борьбы. Единство, совпадение противоположностей означте, что они взаємопороджують и взаємозумовлюють друг друга, друг без друга не существуют. Борьба противоположностей означает, что противоположности не только взаємозумовлюють, но и взаємовиключають друг друга, и, взаимодействуя, стыкуется между собой, вступают в взаємоборотьбу, которая может принимать различные формы. Борьба противоположностей ведет в конечном итоге к разрешению противоречия, которая является переходом к новому качественному состоянию. Новые явления, которые возникают, приобретают новых присущих им противоречий, которые и являются движущей силой их развития. Борьба противоположностей приводит к развитию, под которым мы понимаем изменения» связанные с обновлением системы, ее внутренними структурными и функциональными изменениями, превращение их в нечто иное, новое, в направлении усложнения. Для развития характерна інтегративність /накопления новых признаков на основе синтеза старых/. Именно развитие является бесконечным и парадоксальным. Выше присутствует в низшем в виде возможности /в хімізмі является возможность возникновения живого, в живом - человека/. Возможность не есть небытие, это потенциальное бытие. В мире ничто не возникает в силу только возможности, все возникает в силу объективной необходимости. В обществе переход от низших форм жизни к высшим называется прогрессом. Прогресс имеет место там, где повышается уровень организации системы, ее целостности, приспособленности к среде, функциональная и структурная эффективность, генетическая пластичность с высоким уровнем последующего развития. Закон отрицания отрицания - является также одним из основных законов диалектики, который отражает поступательность, преемственность, а также специфическую диалектическую форму развития предметов и явлений объективной действительности. Тезис - такая форма мнения /суждения/ в которой нечто утверждается. Антитеза - отрицание тезиса и превращения ее в свою противоположность. Синтез - в свою очередь отрицает антитезу, становится исходным моментом следующего движения и объединяет в себе черты двух предыдущих ступеней, повторяя их на высшем уровне. Диалектическое отрицание предполагает не только связь, но и переход от одного состояния к другому, что развивается на высшем основе. Диалектическое отрицание выступает прежде всего как обусловлено противоречивостью самого предмета, как внутренняя неизбежность его качественного преобразования. Все реальное имеет свои внутренние противоречия, которые нарастают, обостряются и в конце концов достигают такого состояния, когда развитие предмета становится невозможным без их разрешения. Процесс развития отношение противоположностей в рамках определенной противоречия имел свои этапы: 1/ исходное состояние объекта; 2/ раздвоение единого развертывания противоположностей, преобразование объекта в свою противоположность, то первое возражение исходного состояния/; 3/ разрешения противоречия, преобразования этой противоположности в свою противоположность /второе возражение раздвоенного состояния/, что представляет собой якобы возвращение к исходному. В этом процессе каждый из этапов выступает отрицанием предыдущего, а весь процесс - отрицанием отрицания. Диалектическое отрицание означает не просто уничтожение или механическое отбрасывания старой качества, а только ее преодоления, снятие, которое включает момент внутренней связи со старым, удержания и сохранения положительного содержания старой качества и тем самым составляет условие дальнейшего развития, возможности нового возражения. Сущностью закона отрицания отрицания является отображение направления и формы процесса развития в целом, а также направления и формы развития внутренних этапов отдельного цикла развития явления. Он отражает преемственность как характерную черту процесса развития, потому что в каждом новом ступени развития сохраняется то положительное, что было на передних стадиях развития в исходном пункте и в его отрицании. В то же время каждый новый степень развития представляет собой не простое, механическое сочетание положительного содержания предыдущих стадий развития, а выступает как диалектическое единство, в которой преодолеваются односторонности предыдущих стадий развития и утверждается более богатый и всесторонний содержание, происходит переход в высшую фазу развития. Закон отрицания отрицания отображает исходный характер развития, поступательность движения; развитие, который будто повторяет уже пройдены степени. но повторяет их иначе, на высшей базе. Эта форма обусловлена особенностями связи между этапами в развитии явления, которые выступают как стадии движения внутренних противоречий от их зарождения до решения. Последняя стадия, стадия разрешения противоречий, находится в таком связи с исходной, что она является как бы возвращением к ней, возвращением старого, но повторением на новой высшей основе, В объективной действительности закон отрицания отрицания действует не в чистом виде, а прокладывает себе путь через множество случайностей. Багатосистемність предметов и явлений требует конкретного подхода к анализу различных условий, противоречий, тенденций.


Назад