Электронная онлайн библиотека

 
 Философия: конспект лекций

10.2. Практика как основа и движущая сила познания


Познание носит общественный характер, который обуславливается трудом и языком. Познание отражает реальную действительность не прямо, а опосредованно - через материально-практическую деятельность. Практика порождает потребность в новых материалах, источниках энергии и т.п., и это стимулирует развитие познания. Итак, историческое развитие практики является движущей силой познания. Та часть философии, которая занимается познанием, называется гносеологією. Как известно, вопрос о возможности познания мира является обратной стороной основного вопроса философии - об отношении мышления к бытию, сознания к материи, к природе. Научная философия считает, что мир можно познать таким, как он есть, что в реальной действительности нет ничего такого, чего бы не мог бы рано или поздно понять разум человека. Направление в философии, которое отрицает или подвергает сомнению возможность познания природы, общества, называется агностицизмом /гр. а - не, гносіс - знания/. Такое утверждение агностиков обосновывается, главным образом, ссылкой на имеющуюся разницу между тем, каким наш мир кажется и каким он есть на самом деле. Ошибочность взглядов агностиков, подтверждение возможности правильного познания мира дает нам развитие практики, науки. Познание как процесс представляет собой диалектическую единство субъективного и объективного. Субъектом познания является не сознание само по себе, а материальное существо, которое имеет сознание - общественная человек. Объектом познания является фрагменты объективной реальности, которые попали в круг практической и познавательной деятельности человека. С развитием общества объектом познания становится и само познание, мышление человека. Процесс познания имел общественно-исторический характер. Все человеческие познавательные способности и, прежде всего, мышление не даны человеку от природы, они сформировались на основе труда, общественного производства. Отдельный человек учится мыслить вместе с усвоением языка и приобретенных человечеством знаний.


Назад