Электронная онлайн библиотека

 
 Философия: конспект лекций

11.3.Соціальна антропология о человеке


Понятие человека означает человека вообще, то есть включает совокупность всех свойств и атрибутов человека. Будучи абстракцией это понятие имеет два реальных воплощение - отдельный человек и человечество в целом. Каждый из нас, будучи отдельной, независимой от других человеком, со своей собственной жизнью, взглядами, ценностями и т.п., является человеком настолько, насколько в нем есть общего всем людям. Человечество в целом состоит из отдельных людей, и каждая отдельная является членом человеческого сообщества. Человек и общество является предметом изучения многих наук - анатомии, психологии, медицины и т.п., однако они изучают человека абстрактно - их интересует только некий отдельный аспект жизни человека. Человек во всей полноте ее проявление поддается осмыслению только средством и методом философии. Человек в целом, безотносительно к миру и общества является предметом изучения такой дисциплины как философская антропология; социальное бытие человека изучает социальная философия. Человека изучают много других наук. Вопрос "что такое человек?" одно из древнейших вопросов, которые ставило себе человечество. Самым частым ответом на этот вопрос была попытка дать родовое - видовое определение, как, например: человек - это политическое животное, человек - это умное животное, человек - это животное, которое производит орудия труда. Научные теории, которые таким образом пытались разрешить проблему сущности человека, модная условно разделить на 2 направления: первый - это биологические теории, второй - социологические теории. Первые теории исходят из понимания человека как части природы и пробуют дать определение человеку как биологическому виду. Теоретическая несостоятельность таких теорий проявляется в том, что практически невозможно выделить некую биологическую признак, которая бы четко отделяла человека от других живых существ, поскольку и у многих животных существуют элементы разумного поведения, элементы социальной организации и, даже, производство орудий труда. Подобные теории в конечном счете имеют антигуманістичну направленность, поскольку они, так или иначе, пытаются подменить моральные принципы биологическими - естественного отбора, развития популяции и т.д. Второй вид теорий - теории социологические. Они пытаются свести сущность человека к ее включності в социальную структуру общества, исходя из представления о том, что человек я частью общества, то есть частью определенной производственно-цивилизационной структуры. Ярким примером такой теории является теория Маркса, который писал, что сущность человека - это совокупность всех общественных отношений. Теоретическая недостаточность подобных теорий в том, что человек здесь сводится только к каким социальных, производственных функций, из которых практически невозможно вывести разнообразие проявлений человеческой жизни. Моральные принципы в таких теориях подменяются принципу социальной деятельности, что унижает стоимость отдельной человеческой личности. Оба вида теорий имеют общую черту - они пытаются понять человека как часть чего - природы или общества, тем самым лишая человека не только отдельных параметров, но и выпуская фундаментальное свойство человека быть целостным единством всех своих проявлений. Человек не является частью чего, она всегда является целым. Впервые такой подход к человеку был сформирован еще в античности. Он проявляется уже в известном тезисе Протатра о том, что человек является мерой всех вещей. Философы античности впервые назвали человека микрокосмом, то есть малым миром, противопоставив ее и приравняв к макрокосма - большого мира. Между микрокосмом и макрокосмом существует аналогия, все, что есть в мире большом, и в малом мире, то есть человек является рівновеликою всему миру за богатством своих проявлений. Подходя к человеку как к целостности, мы должны признать, что она является целостностью гетерогенных противоречивых начал, что не могут быть добавлены друг к другу. В истории философии выделяли различные человеческие начала. Найзагальнішим из них являются: тело и душа, материальное и духовное, ум и воля. Самые очевидные – началами человека есть тело и душа. Тело - это чувственное видимое в человеке, ее физическая основа. Душа - это то, что делает тело живым, заставляет его двигаться, чувствовать удовлетворение и страдать. Душа - это жизнь; бездумным в прямом смысле этого слова мы называем мертвое тело, в переносном - человека, который не может, или не хочет, чувствовать боль и радость. Жизнь человека проходит в двух плоскостях - материальной и духовной. Человек, будучи физическим существом, живет согласно законам материального мира, но будучи существом духовным, не может быть сводной только в этих законов. Человек живет в единстве своих материальных и духовных проявлений: ее дух обременен телом, а тело - одухотворенное. Именно к такого единства материального и духовного в человеке обращается нетрадиционная медицина и восточные философские традиции. Состоя из материального и духовного человек, тем не менее является единственной. Когда мы говорим, что человек живет, дышит, мыслит, действует, мы имеем в виду, что существует единственный деятельный центр человека, единственное человеческое Я, которое традиционно называется человеческим духом. Дух является очагом мышления и действия человека, и мы можем две духовные потенции человека - разум и волю. Они являются неотъемлемыми атрибутами понятие человека. Любое действие человека является осмысленной, иначе говоря, человек сначала думает, а потом делает, или, для того, чтобы сделать нечто, человеку нужно сначала это обдумать. Мнение является необходимым, но не достаточным для человеческого действия, потому что обдумав нечто, человек должен еще захотеть это сделать. Неотъемлемым атрибутом человека есть свобода воли, то есть человек в любой ситуации, в конечном счете может действовать или не действовать. Даже для того, чтобы осмыслить нечто, человеку нужно волевое усилие. Акт мышления является таким же волевым актом, как и любой человеческий поступок. Анализ этих начал показывает, что, подойдя к человеку, как к целостности, мы можем продуктивно осмыслить как бытие отдельного человека во всех его проявлениях, так и историю человечества в целом. Однако, достаточно ли понимание сущности человека, чтобы осмыслить бытие отдельного человека? Если мы знаем, как функционирует человеческий организм, достаточно ли этого, чтобы заставить функционировать собственный организм так или иначе? Если мы понимаем смысл жизни и происхождения человечества вообще, достаточно ли этого для того, чтобы понять смысл собственной жизни? Задумавшись над этими вопросами, мы можем прийти к тому выводу, у которого возникает философия европейского экзистенциализма, что из сущности человека вовсе не вытекает существование отдельного человека. Скорее - наоборот - существования отдельного человека является первичным по отношению к человеческой сущности - то есть, каждый из нас, даже будучи знакомым со всем опытом человечества, вынужден каждый раз самостоятельно, на свой страх и риск, отвечать на вопросы, которые ставит перед ним его жизнь. Иначе говоря, человек, родившись, уже существующие, является ничем, ей принадлежит "с нуля" создавать себя как человека. Такой вывод философии подтверждается и биологической наукой - в отличие от других существ, поведение человека не задается на биологическом, генетическом уровне: вырастая вне человеческого общества, ребенок не может стать человеком, в то же время, как домашние животные, произрастающих в условиях человеческой семьи, вполне соответствуют природе своего биологического вида. Таким образом, человеческая природа не задается человеческом существе от рождения. От рождения человеческом существе дана лишь свобода стать или не стать человеком. Свобода воли человека имеет два измерения - негативный и позитивный. Отрицательное измерение свободы заключается в том, что человек всегда может сказать "нет" кому угодно по любой причине и даже немотивированно. Ребенок может сказать "нет" любой попытке ее цивилизации и вырасти существом асоциальным в том или ином отношении. Каковы бы ни были причины такого возражения, эти причины являются вторичные по отношению к свободе воли человека. Будучи существом свободным, человек не обязана быть умной, и может сказать "нет" только потому, что имеет на это право. Положительный измерение свободы воли предусматривает осмысленность ее действий. Осмысливая себя, свое положение в мире и обществе, человек может не только отказаться от чего, она может направлять свои действия на достижения некой позитивной качества, на создание чего. Атрибутом свободы человека есть ответственность - человек всегда отвечает за свои поступки, даже отказ от нечего есть поступком. Понятие свободы и ответственности в разных измерениях предусматривают 2різні характеристики человека - ее способность быть лицом и личностью. Лицо - это термин, заимствованный из юриспруденции, личность - с этики. И лицо, и личность человека предусматривают свободу воли. Различие между ними через ту ответственность, которую они предполагают. Лицо - это человек, наделенный негативной свободой; для нее характерен принцип юридической ответственности, согласно которому человек отвечает за свои поступки независимо от знания или незнания закона, которого они касаются. Личность наделена положительной свободой, поскольку на нее распространяется принцип моральной ответственности, согласно которому человек не отвечает за те поступки, которые он не осознает. То есть, только зная, что такое добро и зло, человек способен на хорошие и плохие поступки. Понятие лица и личности не следует смешивать с понятием личности и индивидуальности. Лицо - это член общества, личность является рівновеликою обществу, в то время как индивид - часть совокупности индивидов, а индивидуальность - это то, что отличает отдельного индивида от других. Індивідуальнісь не делает человека уникальной, поскольку основывается на общих свойствах людей - например, внешность человека индивидуальна, но особенности строения его тела, цвета глаз, волос лишь подчеркивают то, что она имеет все атрибуты, необходимые для человека. Уникальность человека не в тех деталях, которыми она отличается от других, а в самом ее существовании. Существование и личность отдельного человека и есть явление уникальное и является наивысшей ценностью для нее самой и для общества. Уникальность - в том, чтобы быть таким, как все, но своим, неповторимым образом. Существование отдельного человека является первичным по отношению к человеческой сущности. Человек может менять себя, свою сущность, однако ей не подвластно собственное существование. Человек обречен быть, она вброшена в мир независимо от собственной воли. Человек обречен на свободу и ответственность, обречена на свой страх и риск взвешивать и решать правильности или не правильности своих поступков. Человек ограничен в своем существовании, она рождается независимо от собственной воли и не может решать вопросы собственной жизни или смерти. Ей подвластна только продолжительность жизни и срок смерти. Однако фундаментальной характеристикой человека есть способность к самотрансцеденції - выхода за свои пределы, как в мышлении, так и в действии. Человек способен жить и отдавать свою жизнь ради того, что не сводится к ее собственного существования. Человек способен к познанию других истин, она способна для создания материальных ценностей, которые непосредственно не вытекают из ее существования; человек способен преодолевать пределы своего существования через веру, надежду, любовь.


Назад