Электронная онлайн библиотека

 
 Украинская устное народное творчество

статья 43. Притчи


Особенность притчи заключается в ее генетической родства с письменным литературой, откуда она была заимствована устной народной традиции. Отсюда - параллельное существование народных и авторских притч, которые перекликаются образно-тематически, а также строятся по общим законам.

Притча - это жанр аллегорически-дидактической рассказа, что по содержанию тяготеет к глубокой мудрости религиозно-философского плана. ее фабула подчинена единой идеи, а значит дидактической целью произведения. Алегоричністю этот жанр немного приближен к байки, но, в отличие от басни, здесь важна краткость и точность изложения, допускается даже отсутствие развернутой сюжетной действия. В основе притчевої повествования лежит сравнение, наполнен особым символическим значением. Притча, в отличие от басни, не направлена на высмеивание или сатирическое изображение явления. Она нацелена на его осмысления с духовных позиций. «Притча не изображает, а сообщает о определенную идею, возлагая в свою основу принцип параболы: повествование как бы отдаляется от данного часопростору и, двигаясь по кривой, возвращается назад, освещая определенное явление»295. Другими словами, основная мысль подается путем иносказания - определение явления или предмета подается через называния другого на основе их подобия. То есть реальный образ или картина раскрываются не в прямой, а образно-аллегорической плоскости, а в воображении слушателя эти две плоскости сопоставляются.

Поэтому притчи присуща специфическая поэтика. В ней полностью исключается описательность, характерная для других эпических произведений. Природа, вещи здесь упоминаются лишь при необходимости, действие происходит «без декораций» (то есть нет описаний, пейзажей, интерьеров и др.). Существуют также определенные правила относительно изображения образов людей. Персонажи притчи, как правило, лишены внешних примет (не дается их портретных характеристик, элементы внешности упоминаются лишь при условии, что это необходимо для воплощения идеи). Отсутствует раскрытие их характеров, не указывается на их индивидуальные черты. Образы притчи - сформированы типы, которые предстают как субъекты морально-этического выбора. Хотя в основе образов могут быть, кроме людей, и разнообразные вещи, элементы природы, явления окружающего мира, но всегда подразумевается человек, ее моральный выбор. Образная система побуждает слушателей задуматься над смыслом жизни, его духовными ценностями, вечными истинами - такими как любовь, добро, справедливость, верность и т.д.

Тематика притч, их композиционные особенности

С введением христианства на территории Киевской Руси, к сопровождалось переводом Библии, здесь начали устно распространяться притчи из книг Священного Писания. Из Ветхого Завета - прежде всего сказания о Соломоне, Притча о выборе царя между деревьями (из Книги Судей), под влиянием которых возникло много собственно народных произведений о Соломона, о выборе царя между птицами, зверями и т.д. Из Нового Завета известными в народе стали евангельские притчи - сказа Иисуса Христа Царствие Божие, о мире и человеке в нем. Целью этих произведений было желание вызвать у людей веру в Бога, побудить жить по Библейским заповедям. Наиболее распространенными из них стали притчи о блудном сыне, о богатом и Лазаре, о талани, о сеятеле, о самому немилосердному должника, рассказы о царствии и др.

Особенность притч Иисуса Христа в том, что в них сквозная идея о надлежащее поведение людей раскрывается сквозь призму отношений человека с Богом. Так, отец в притче о блудном сыне является олицетворением Небесного Отца, а младший сын, некогда покинул свой дом и пошел искать легкой жизни, - олицетворением человека, жившего безбожно, но впоследствии покаялась и навернулась к Богу. В других притчах Бог предстает в образах Судьи, Царя, Обладателя, Владельца виноградника, Доброго Пастыря и др., а образы жемчужины, невода, горчичного зерна, дерева и т.п символизируют идеи Царства Божьего.

Кроме этих притч и подобных им мотивам, образами, идеями, существует ряд рассказов без библейского основания. В них действия и поступки героев часто оцениваются также с точки зрения христианской морали и этики. В отличие от произведений, заимствованных из Святого Писания, они воплощают идеи на примерах взаимоотношений между людьми. При этом здесь, как правило, нет зависимости между духовным лицом персонажа и его принадлежностью к определенному общественно-имущественного состояния, социальной или профессиональной слои. Часто эта характеристика вообще упускается как несущественная.

Композиционно притча состоит из двух элементов. Первый - е аллегорическая повествование со скрытым символическим значением; второй - идея, что проявляется через раскрытие смысла, заложенного в повествовании. Идея произведения может четко формулюватись или подаваться завуалировано (ее постигают из подтекста), иногда на нее намекается и слушатель должен сам прийти к ее пониманию. Так, в притче «Старый дуб дубрава» повествуется о том, как испугались молодежи дубка, увидев виз с топорами, который ехал через лес. Идея вложена в уста старо-в дуплистого дуба: «Хоть врагов много, но нет между ними нашего брата. Ни у одного топора нет топорища. Запомните себе: когда между нашим врагом нет никого из нас, то никакой враг нам на страшный!» Слушатель сам должен сделать вывод, что это касается и людей: «Если нет предателя среди своих, то враги не страшны».

В структурном плане притча нередко лишена традиционных сюжетных компонентов, они взаємопідміняються, переставляются. Как правило, динамизм и напряжение повествования растут до конца, а завершение притчи, в котором воплощено главную ее идею, одновременно является кульминацией и развязкой. Свободным порядком сюжетных элементов притча отличается от других народных фольклорных жанров, приближаясь к литературной традиции.

В письменных произведений этот жанр близок и использованием специфических художественно-стилевых средств. Главным средством притчи можно считать сравнения, лежащие в основе иносказания. То есть предметы и явления предстают через сопоставление с другими, в которых подобные свойства, признаки, характерные черты проявляются яснее, четче. Сравнение может строиться на основе уподобления или противопоставления или уподобления - противопоставление одновременно. Тогда оно не просто художественный троп, а расширяется до уровня параллелизма. Параллелизм, который строится на основе аналогии между двумя явлениями, выполняет в притче композиционную функцию, связывая мотивы и части произведения между собой. Он присутствует во всех притчах и заключается в сопоставлении предметов, явлений природы с жизнью людей. Например, в притче о сеятеле проводится аналогия: как существует разный почву, и одинаковое зерно приносит неодинаков урожай, так и люди по-разному воспринимают Слово Божие - одни его вообще не принимают, другие забывают за заботами житейскими, и есть и те, что берут его в свое сердце и приносят плод в тридцать, шестьдесят стократ».

Важную роль в притчах играет еще и поэтическая градация - постепенное повышение, усиления качества или черты, что нередко охватывает весь спектр, как в вышеуказанном произведении - от каменной души к такой, что способна на самопожертвование ради духовных плодов.

Часто аналогия лежит в основе притчевої аллегории, інакомовлен-ня. В этом жанре широко применяется и олицетворение.

Значительную роль в композиции притч играют монологи, диалоги, риторические вопросы, которые направлены на то, чтобы вызвать реакцию слушателя, заставляют его задуматься над поставленной в притче проблемой. Рядом с риторическими вопросами здесь встречается такое средство как умолчание, что активизирует мнение и внутреннюю реакцию слушателя.

В отличие от других народных эпических жанров, в притче важное место занимает художественная деталь, что возникает на уровне мікрообразу и часто выполняет функцию объединяющего сквозного композиционного элемента.

Связь притчи с другими жанрами устного народного творчества

Как часть словесной системы, народного творчества притча обнаруживает связи с другими элементами этой системы. Эпичностью повествования она родственна с жанрами народной прозы. Как указувалось ранее, ряда сказок также присуща притчевость - то есть духовное осмысление действительности, поиски вечных истин, понимание морально-этических ценностей. К басни притча подобная художественно-стилевыми особенностями, иносказательной форме изложения. По народной лирики, то этот жанр наиболее перекликается со старцівськими песнями, которые нередко являются притчами, положенными на музыку. Общим является христианско-философское осмысление бытия и библейское сюжетно-тематического подоплеку. Прослеживаются также переклички притчи с народными афоризмами, поговорками и пословицами, что иногда взяты из притч или является выражением их основной идеи.

В науке обращено больше внимания на изучение литературной притчи. Украинский народный притчевий эпос, как и притчевость других прозаических жанров устного творчества, остается несколько вне поля зрения исследователей. Народная притча как жанр не менее интересная и важная составная часть устного народного творчества, чем другие жанры, и ее осмысление в этом плане еще впереди.



Назад