Электронная онлайн библиотека

 
 Философия: конспект лекций

12.4. Экономическая деятельность и мораль


Религия как мировоззрение и идеология является существенной составной частью мировой культуры и, следовательно она не может стоять в стороне от определенной трактовке хозяйственной и предпринимательской деятельности человека, которую она по своей традиции опекает, спасая за ее духовную чистоту. До недавнего времени о положительном влиянии религии на предпринимательскую деятельность не могло быть и речи. Сейчас же, когда дело где к развертыванию рыночных отношений, активизации предпринимательства, следует учитывать все факторы влияния на человека - не только социально-политические, экономические, социально-психологические, национально-этнические /ментальные/, но и религиозные. Для этого надо обратиться к истории религии и к ее нравственных устремлений, Относительно существующих христианских исповеданий существуют православный, католический и протестантский тип "экономического человека. Причем последний, то есть протестантский, тип, имел ряд разновидностей: пуританский, лютеранский, кальвинистский, квакерський молоканський и др. Согласно известным русским философом С.М Булгаковым, экономический тип человека, хозяйственный деятель, предприниматель в христианстве определяются внешним бременем хозяйственной необходимости, потому что сами апостолы христовы должны были рыбачить /как и именно апостол Павел/, заниматься производством палаток, но с середины это бремя воспринимался как услуга богу, как христианское послушание. И эта религиозная установка /аскеза/ определяет духовно-нравственный тип хозяйственного деятеля который должен проводить свое хозяйственное служение, в котором социальном этапе он не был, а чувством религиозной ответственности. И эту "этику труда не могут заменить никакие другие - гуманистические ли коммунистические идеалы или лозунги. "Коммунизм, - писал С.М.Булгаков, - создает новое рабство для народа, с принудительным трудом, в котором свобода принадлежит только правящему классу или партии. Но мы знаем с экономической науки, насколько рабский труд стоит ниже свободной труда в чисто хозяйственном экономическом отношении. Свободная и хозяйственная работа вместе с дисциплиной труда дается только христианством. Конечно, что религия на мотивация труда присуща и другим религиям /иудаизм, ислама, буддизма и даже язычеству/, однако свободная в моральном отношении ни человек, как и думал С.М.Булгаков, рождается только в христианстве, равным образом, как свободный гражданин и свободный гражданин появляются в истории только благодаря христианской свободе. Однако, исторически православие мало среди народов Востока в течение тысячелетий преимущество аграрного типа хозяйствования со слабо выраженным промышленным и финансовым капитализмом Вот почему, по отношению к капитализму; оно разделяло вместе с Западной церковью негативное отношение к взыскании процентов с капитала, которое с презрением рассматривался как ростовщичество. Правда, Византия /близкий сосед и партнер в предпринимательстве и торговли с Киевской Русью/ не знала прямых канонических запретов взимания процентов, как это было в Римско-католической церкви, вот почему и не было необходимости делать специальные канонические отступы для того, чтобы признать наложения процента на капитал, как сами собой разумеющиеся отношения. Земледельческий быт, в соответствии с особенностями национального характера, природы и климата, нашел отпечаток христианского культа в праздниках, присвяченнях, приуроченных отдельным датам и хозяйственным акциям, к празднованию и дат празднования религиозных святых и других событий. Этим самым вносилось много света, тепла, религиозной поэзии в хозяйственный быт, освобождая его от причудливой прозы, которая характерна для промышленного производства. Однако, надо помнить, что развитие хозяйственных форм является не стихийный, а закономерный процесс, естественная необходимость его принудительно обуславливает свободу хозяйственного субъекта. Такое отношение православ'я'я к индустриализации и урбанизации современной жизни, научно-технического прогресса. Если его невозможно изменить через его хозяйственную неизбежность, то не остается ничего другого, как переосмыслить этот процесс по-християнськи и облагородить его; сделать его по организации эксплуатации нивой общечеловеческой труда; вместо служения похоти и грошолюбству направить на служение высшим целям человечества и христианской любви. Здесь уместен вопрос общего характера: имеет ли православная философия хозяйства общий эсхатологический смысл /вера в религиозный конец мира и наказания грешников/, или она направлена лишь на добывание хлеба насущного на каждый день? На этот вопрос пытался дать ответ известный российский философ М.Ф.Федоров. По его мнению, хозяйничает не индивид, а человечество, причем отдельные усилия и достижения людей суммируются в общий результат человеческого овладения природой. Человек осуществляет свое историческое предназначение - стать властелином Вселенной, раскрывая его тайны и подчиняя их своей воле. В хозяйственной труда, в предпринимательстве творится общее дело всего человечества. В хозяйстве вообще раскрывается космизм человека, его призвание и мощь; в нем человек живет одной жизнью с миром, как в потребностях, так и в производстве. Овладение силами природы, "регуляция природы" имеет для себя оправдание только через участие сынов человеческих, которые выполняют дело Божье в всеобщему воскресении своих родителей. Если это дело не будет завершена сынами человеческими, вважив М.Федоров, то бона будет совершена волей Божею во имя осуждение тех, кто не справился со своей задачей. В завершение этого раздела напомним еще слова русского писателя-психолога Ф.м.достоевского. Он говорил, что православ'я'я - это наш российский социализм. В нем помещается вдохновение любви и социального равенства, которые, к сожалению, отсутствуют в светском социализме. Христианство, несмотря на свои недостатки, стоит выше классовой раздельности и их ограниченностью и эгоизмом. Оно не появ'яєчне с какой-нибудь определенной системой хозяйственной организации. Православ'я'я не стоит на защите частной собственности как таковой, что в определенной степени не является присущим католицизма. Православие не защищает также капиталистической системы хозяйствования /как и социалистической/. Высшая ценность в человеке, при освещении которой православие способно дать сравнительную оценку различным формам хозяйствования - это свобода личности, правовая и хозяйственная. Лучшей из хозяйственных форм, как бы ее не называли, является та, которая наиболее эффективно ее обеспечивает. Исламская концепция отношения к закону стоимости. Выбор хозяйствования демонстрирует фундаментальную черту исламского шариата. Он является условием формирования долга и ответственности. Объектом выбора является частная собственность. Она служит основой, на которой зиждется свободный выбор в сфере экономической активности. Индивид, как считают исламские модернисты, должен обладать тремя правами предпринимательской деятельности: 1/ правом потребления; 2/ правом распоряжаться собственностью по своему усмотрению; 3/ правом вложение ее в предпринимательские структуры с целью увеличения ее объемов. По исламской традиции выделяют два вида прибыли: 1/от труда; 2/ от капитала. Человек умножает свое богатство частной трудом или путем участия своего капитала в труде другого. По мнению мусульманских теологов, мудрый божественный законодательниц позволяет получать прибыль с капитала. Производственные отношения, считают они, должны строиться на следующей основе: во-первых, оценка живого труда и оценка капитала, как накопленной труда; во-вторых, допускается совместное участие этих элементов производства в сельском хозяйстве. В этом плане является законным /по шариату/ как прибыль труда, так и прибыль от вложения в бизнес капитала. Однако, еще и до сегодняшнего дня среди мусульманских богословов продолжается полемика по поводу допустимости или греховности создания в мусульманских странах банковской системы. Эта полемика связана с тем, что, с одной стороны, существует запрет взимать ссудный процент /"рыбу"/, а с другой стороны - запрет на умерщвления капитала. Объяснение этого конфликта дал Муфій Мухамед Абло в Єгипті в 1899 г.: банковские вклады и взимания с них процентов не относится к акции ростовщичества, которое является богохульным. Нередко новые по смыслу явления воспринимаются как продолжение и развитие мусульманской традиции средневековья. Такие есть, например, коммерческие объединения, действующие на религиозно-общинній основе /торговые дома, финансовые предприятия и т.д./. Буддизм и его связи с хозяйственной деятельностью. Буддизм является широко распространенным в странах дальнего Востока, южной и юго-восточной Азии. В странах СНГ эта религия распространена среди бурят и калмыков Бурятская экономика базируется на простоте и отсутствия всякого принуждения. Для европейского бизнесмена буддийский образ жизни кажется чудом через удивительную рациональность своей модели: исключительно малые затраты и удовлетворительные результаты. Главным для буддизма не выбор между экономическим ростом и традиционной стагнаціею бизнеса, а выбор своеобразного "среднего пути", "промежуточной экономики" между материальной обеспеченностью и традиционной духовностью. Буддистам кажется крайне неэкономичным и нерациональным сложный покрой европейского одежды, отборный интерьер в современной квартире, утонченный кухонная посуда, столовые приборы и много других атрибутов европейского образа жизни, в основе буддийской экономики, как и в основе промежуточной, упрощенной технологии лежит производство товаров местных материалов и для местного потребления. Безрассудная эксплуатация природных богатств, считают буддисты, является актом насилия над природой, которое ведет к насилию над людьми, то есть буддийская экономика максимально экологическая. В ряде сект буддизма, как неприклад, в японской секте СІМСЮ /что названная буддийским произведения или/, догматическая сторона религии отошла на второй план, наступило "обобществления" реформ этой древнейшей религии. Однако самое высокое социальное положение в буддийском обществе занимает не бизнесмен, а человек углубляется в себя, занимается самоспогланням буддийского "саядо": перед ним падают ниц и владелец фабрики, и университетский профессор, и министр. Буддизм на практике тормозит рост национальной буржуазии, имущественное расслоение сельских жителей, пролетаризации их низов, пополнение наемной армии труда. Оказавшись в затруднительном положении, человек идет не в бизнес, а в монастырь, где может получить минимально необходимое для поддержания своей жизни. Несмотря на актуальность, перспективность предприятия, в общественном сознании укоренившимися и действуют ряд ошибок в отношении моральных основ предпринимательства, которые порой приводят к нигилизму последнего. При этом ошибаются как сторонники идеи "капитализма" в предпринимательстве, так и идеи "социализма" .Одні суеверия", как заявлял зарубежный философ Ю.Бохенський, присущие обеим сторонам, другие же оказываются только в одной из дискутирую чих сторон. К числу общих ошибок относится "економізм" - верования в то, что удовлетворение материальных потребностей автоматически приводит, к удовлетворению всех других потребностей, обеспечивает людям счастье и нравственное поведение. Вторая ошибка заключается в ототожнюванні владельца капитализма и предпринимателя. В середине прошлого века предприниматель действительно, чаще всего, был и владельцем капитала. Этот вид предпринимательства является характерным и для бывших стран СССР, которые сейчас находятся на переходном этапе. Что же касается развитых капиталистических стран, то там прошел разделение труда между предпринимателем и владельцем капитала: предприниматель объединяет воедино уровне факторы, которые собственно и создают предприятие капитал, изобретательство, науку, потребителей, ресурсы, государство и т.п./ ; закладывает предприятие, руководит им и т.д. в то время как капиталист - это тот, кто представляет для предпринимателя средства производства. Еще одна ошибка заключается в том, что все разнообразие предприятий сводится лишь к двум видам - капиталистических, которыми управляют капиталисты социалистических которыми управляют рабочие а в действительности государственные бюрократы. В действительности же предприятия могут руководствоваться: І.Капіталістами.2.Робітниками.3.Винахідниками.4.Споживачами.5.Общиною.6.Державою. Более того, возможны предприятия, которыми одновременно могут управлять представители двух, а то и больше общественных укладов. В общем случае, допуская лишь 6 существующих факторов, которые действуют в паре, мы можем иметь не два, как считалось, а 64 типы экономического устройства предприятия. К числу ошибок относится и мысль о том, что только капиталисты /акционеры т.п./ имеют право управлять предприятиями. На этой ошибке возникают и две другие ошибочные точки зрения: первая заключается в том, что все можно купить, и что владелец собственности может распоряжаться ею без каких-либо ограничений. Этот взгляд и его предпосылки относятся и к области этики и поэтому не подлежат научной оценке. Но здесь существует определенная проблема, которая заключается в том .что капитализм по своей природе, самой логикой отношений купли-продажи, ведет к признание человека вещью, которую можно купить, распоряжаться ею как угодно, а это уже противоречит общепринятым нормам морали. Существует ряд ошибок, которые возникают на базе вульгарного понимания марксизма, а именно: - капиталист никак не принимает участия в производстве, а потому его прибыль / проценты и т.п.,/ является кражей. - единственными эксплуататорами рабочих есть капиталисты. Там где у власти находятся коммунисты, там власть принадлежит капиталистам. В действительности же, когда даже капиталист не принимал участия в производстве, то часть прибыли /проценты и т.п./ он получает в качестве компенсации за вложенный капитал /ведь никто не может быть противником того, чтобы на вложенные в банк деньги начислялись проценты/. Главными эксплуататорами трудящихся могут быть не только капиталисты, но и государство, чиновники, командно-административная система. Достаточно вспомнить, что ряд стран, где у власти находятся партии либеральной типа /Швеция, Дания, Испания, Швейцария и др./, проводят социальную политику по отношению к своим гражданам, которая не укладывается в стереотипы капиталистической эксплуатации. Эпоха генезиса капитализма - это не только время формирования механизма эксплуатации наемного труда, персонифицированного в крупном мануфактуристі или фабриканті. Это был еще и время, когда рождался новый неизвестный для традиционного общества тип работника, массового производителя: волевого, напористого, способного к самодисциплине и обладающего высокой чувствительностью к чисто экономического стимулирования. Впервые появился на свет развит, цивилизованный реальный интерес, без которого невозможно высокоэффективное производство: /утверждается новая хозяйственная этика: работать нужно так, чтобы затраты труда и средств производства непременно окуповувались. Доходность задуманного дела - это и есть категорическое "нездача", которая подчиняет себе любые жизненные // потребительские цели. Работать нерентабельно, безприбутково, ради простого обеспечения имеющихся потребностей занятие было простительно для работников принудительного труда, но уж никак не для свободного хозяина. М. Вебер таким образом аттестовал этих первых на нашей планете представителей хозрасчетного направления мыслей: "Они были людьми с ярко выраженным качествами морали, которые прошли суровую жизненную школу, расчетливыми и решительными одновременно, людьми сдержанными и смелыми, умеренными и упрямыми, людьми с принципами". Постепенно стала укрепляться новая ценность - ориентационная система - система правосознания, основными компонентами которой стали: а/ заостренное внимание к проблематике распределительной и моральной справедливости /выполнение принципа "каждому свое" в практике властных решений третейских/; б/ развитие конкретной этики, то есть культуры исполнения договоров, соглашений, взаимных обязательств /'вексельной честности"/; в/ соблюдение идеала невідчужених прав - свобод, которые являются подаренными каждому человеческому индивиду. В естественно-правовой концепции Дж. Локка право на собственность занимает первое место и включает в себя право на жизнь и на свободу. Одну из основных максим новой /т.е. ранней буржуазии/ правосознания можно усматривать в традициях армии Кромвеля: "Генерал, который может присудить солдата до стерты за самостоятельное оставление поста или за неповиновение безрассудным приказам, не может при всей своей абсолютной власти распорядиться хотя бы одним фартингом из собственности этого солдата или присвоить хотя бы малую часть его имущества”. Собственность становится более священным, чем само существование ее эмпирического носителя. Объяснение этой парадоксальной максимы Дк. Локк видит в том, что собственность включает в себя труд. "Чистое предпринимательство" находит поддержку в максиме "категорического императива". Канта: "Поступай с другими так, как хотел бы ты, чтобы поступали с тобой!" По мнению И.канта, следовать этому принципу не просто морально но и выгодно. Не придерживаясь этого принципа, человек не способен не только на культурный прогресс, а бессильна даже выжить. Кант искал такую нравственную концепцию, которая приводила бы к общему знаменателю, и циничный практицизм, и прогрессивный фанатизм, которые должны быть безусловно обязательными для лица и должны в будущем быть в особой степени сущности человека. После Канта и немецкой классической философии социально-экономическая мысль пошла по линиям, с одной стороны, абсолютизации повинного, с другой - абсолютизации будущего измерения сущности.


Назад