Электронная онлайн библиотека

 
 Философия: конспект лекций

12.5. Проблема гуманизации экономического образования


Суть проблемы гуманизации экономического образования с глобалистских позиций наиболее точно можно сформулировать словами известного философа-софиста Древней Греции Протагора: "Человек есть мера всем вещам". В связи с тем, что высшая школа не успевает адаптировать свои программы до бурных изменений в экономической, политической и социальной жизни, она должна искать такие источники знаний, которые влияют на изменения в человеческом существе. Основатель Римского клуба А.Печчей отмечал, что именно в человека содержатся источника всех наших проблем, в ней сосредоточены все наши стремления и чаяния, все пуски и свершения, и основа всех наших надежд. И если мы желаем чувствовать глобальность всего существующего в мире, то в центре этого должна стать целостная человеческая личность и ее потенции. Трансформация человеческого существа должна базироваться на принцах "нового гуманизма", который состоит из следующих компонентов: 1) чувство глобальности, которое связывает в единое целое человека, человечество и все другие элементы и факторы мировой системы; 2) любовь к справедливости, которая должна стать основой всех социальных преобразований и дальнейшего развития человеческого общества; 3) борьба за свободу человека, отказ от любого насилия, которое сегодня является основным злом, которое следует победить. На основе принципов "нового гуманизма" А.Печчей определяет шесть стартовых целей для человечества. Эти цели связаны с "внешними границами" ети, “внутренними пределами" самого человека, ее культурным наследием, окружающей средой, которое она должна хранить, "комплексной производственной системой", реорганизация которой позарез необходима. Первая цель вытекает из необходимости признания "внешних пределов" развития человечества; вторая цель связана с физическими и психологическими возможностями человека; третья цель направлена на защиту и сохранение культурного наследия в качестве ключевого момента человеческого прогресса; четвертая цель должна способствовать формированию мирового единства человечества в рамках концепции "разумного размещения национального суверенитета" /видимо и наш путь к этой цели лежит через получения разумного национального суверенитета Украины; пятая цель человечества потребует проведения значительных строительных работ, которые разве что можно сравнить с теми, что проводили последние пятьдесят поколений; шестая цель определяется как необходимость реорганизации существующей экономической системы в соответствии с потребностями мирового общества. Огромные возможности человечества, его производительных сил, науки и техники, связанные с моральной подавленностью человека в мире машин, потерей гуманности и чувств к природные. В свое время известный английский ученый и писатель Ч.Сноу противопоставил два типа культуры современного общества - техническую и гуманитарную, показал бездну, разделяющую их. Подчеркивая однобокость представителей этих культур, он призвал к борьбе против диктата национально-технического начала над духовными аспектами человеческой жизни, к объединению усилий представителей творческой интеллигенции во имя идеалов гуманизма. За годы, что прошли со времени появления книги Ч.Сноу "Две культуры", появилось немало всевозможных моралістичних призывов и проектов "перестройки мышления человечества", "гуманистической переориентации технического прогресса", "духовной революции", "духовного возрождения нации" и т.п. Они стали невідмінною составной частью современной футурологии и социологии техники, в том числе большинства последних проектов Римского клуба. Основной движущей силой общества является человек. Техника, рациональные сферы бытия существуют не сами по себе и не могут быть "хорошими" или "злыми". Такими их делает человек, и именно она несет моральную ответственность за последствия научно-технического прогресса, за негативные результаты действия коммерциализации культуры, духовной жизни, перехода страны к рыночной экономике. Система и структура "гуманізованої" техники и экономики должны выводиться из потребностей человека, ради которой этот прогресс и существует. Еще Кант говорил, что человека не имеет необходимости призывать к морального поведения в пределах категорического императива. Она будет в нормальном обществе действовать морально через то, что это для нее наиболее полезно. Академик М.Моісеєв считает, что кантівську "максиму" /"поступай с другими так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой"/ следует дополнить экономическим императивом /"поступай с природой так, как ты бы хотел, чтобы она вела себя с тобой/. Чувство глобальности у студентов экономических вузов должно формироваться с помощью философских, культурологических и экологических знаний.


Назад