Электронная онлайн библиотека

 
 Философия: конспект лекций

1.1. Понятие философии, ее изучение в системе высшего образования



Слово "философия" давно вошло в нашей обыденной речи. Философией сейчас называют не только соответствующую науку и учебную дисциплину, но и общетеоретические основы и совокупность принципов любой деятельности - например: "философия рекламной кампании", "философия управления предприятием", "моя жизненная философия" и т.п.
Такое употребление слова "философия", хоть и не соответствует тому значению, которое вкладывают в него сегодня профессиональные философы, имеет определенные основания. С возникновением в Европе системы образования и установлением соответствующей последней системы наук, философия приобрела статус главной (и долгое время единственной) теоретической дисциплины, без овладения которой считалось невозможным получение высшего образования вообще. Тогдашняя философия была наукой вообще, она включала в себя другие науки, и разделялась на такие разделы:
1. Рациональная философия - логика - наука о правильном мышления, которая учила руководить действиями ума.
2. Моральная философия - наука о правильные поступки, которая разделялась на монастику, то есть этику - науку об управлении действиями отдельного человека, экономику - науку об управлении государством.
3. Натуральную философию - науку о природе вещей, что разделялась на физику - науку о качественную природу материальных вещей, математику - науку о количественную природу материальных вещей и метафизику - науку о нематериальные вещи.
До XVIII века европейские университеты имели только три факультеты и специальности, и, для того, чтобы получить диплом доктора теологии, права ли медицины, нужно было сначала получить диплом доктора философии. С того времени количество специальностей, которые получают выпускники высших учебных заведений значительно выросла, от философии отделились ряд наук, однако главное место в системе теологической подготовки в высшей и особенно университетском образовании сохраняется за философией. Сегодня философия, как учебная дисциплина, призвана привить студенту Вуза:
а) способность к проблематизации - умение ставить вопрос, рассматривать парадоксы, альтернативы, противоречия;
б) способность давать определение - переходить от семантического к концептуального анализа понятий;
в) способность формулировать, упорядочивать, последовательно продумывать свои мысли.
Выполнение философией этих задач вытекает из методологической функции философии, которая заключается в том, что она не дает готовых ответов на вопросы, которые стоят перед человеком или отдельными науками, а дает образцы форм, способов, приемов мышления, позволяющие самостоятельно решить эти вопросы.
Исходя из значения, которое играет философия как наука в жизни и деятельности человека можно выделить, рядом с методологической, такие ее функции:
а) мировоззренческую - философия позволяет человеку осмыслить проблемы смысла человеческой жизни: почему и для чего живет человек? Каково ее место и назначение в мире? и т.п.
б) аксиологическая - философия позволяет человеку осмыслить природу и значение собственных жизненных ценностей.



Назад