Электронная онлайн библиотека

 
 Философия: конспект лекций

1.2. Понятие и типы мировоззрения


Для того, чтобы понять значение философии и ее функций, нужно рассмотреть структуру отношение человека к миру в целом. Можно выделить
такие формы освоения мира человеком:
а) практическая деятельность - заключается в непосредственном преобразовании предметов материального мира, в результате чего создается окружающую среду пригодное для жизни человека, примером чего может служить современная цивилизация;
б) практически-духовная деятельность заключается в таком преобразовании действительности в представлении человека, в результате которого создается субъективное видение мира, мира для человека;
в) теоретическая деятельность заключается в таком преобразовании действительности в представлении человека, в результате которого создается объективное видение мира, мира независимо от человека.
Любая деятельность человека, независимо от формы, является целенаправленной - она предусматривает представление о цели, смысл и средства этой деятельности. Человек в конечном счете всегда действует осмысленно - в основе ее отдельных действий, поступков, мыслей лежат общие, целостные представления, совокупность которых называется мировоззрением.
Мировоззрение - это система представлений человека о мире, место человека в мире, отношение человека к миру и к самой себе. Мировоззрение содержит знания, убеждения, ценности, идеалы, организованы в единую систему, центром которой всегда выступают представление человека о себе. Можно выделить несколько основных типов мировоззрения, по способу понимание человеком своего места в мире:
1.Міфологічний мировоззрение является результатом практически-духовной деятельности человека. В мифологическом мировоззрении человек не отделяет себя от вещей природного мира, а отдельный человек не отделяет себя от общества в целом. В мифологическом мировоззрении не существует четкой границы между мышлением и речью, сознанием и реальностью, предметом и мнением о предмете. Мифологические рассказы рассказывают нам о человекоподобных существ - богов и героев, олицетворяющие различные природные начала, поскольку в мифологическом мировоззрении мир и человек были единственным, неразрывным целым. Разрыв этого единства привело к раздвоению человека, потери ею гармонии с миром, что сделало возможным теоретическое отношение к миру и возникновения таких форм мировоззрения как наука, религия, философия.
2.Науковий мировоззрение является теоретической форме отношение к миру, в нем мир рассматривается объективно, таким, каким он есть независимо от человека. Человек рассматривается в нем только как часть мира - природы или общества. Теоретическое отношение к миру позволило человеку поставить
законы природы себе на службу и создать комфортный мир цивилизации.
Однако определение человека, как только части мира сказывается не только в мировоззренческом, но и практическом аспекте деятельности науки, тесно связаны. Примером может служить современные недоверие и пессимизм по отношению к науке и научно-технического прогресса, поскольку оказалось, что научные открытия не всегда является благом для человека. Нынешние экологические проблемы, угроза ядерных аварий и взрывов, которые ставят под угрозу само жизни человечества, является следствием дегуманизации науки, устранение ней человека, как центрального звена системы мира. Эта особенность науки присуща ее с момента зарождения, о чем свидетельствует известная фраза "родители" европейской науки Аристотеля "Платон мне друг, но истина дороже".
Таким образом наука не способна преодолеть мировоззренческую дисгармонию - достичь единства человека с миром. Эту функцию выполняют
искусство, религия и философия.
3.Мистецтво является практически-духовной деятельностью. Художественный мировоззрение дает субъективный образ мира, в котором художник достигает гармонии с миром, поэтому даже современное художественное видение мира близкий к мифологического.
4.Релігійний мировоззрение четко разделяет мир и человека, естественное и сверхъестественное, поцюстороннє и пота постороннее. Человек, созданный по образу и подобию Бога, занимает главное, центральное место в созданном Богом мире. В религиозном мировоззрении, через веру в пота постороннее, сверхъестественное, Божественное начало, человек производит собственное отношение к миру, предоставляет ему смысловой завершенности и таким образом достигает гармонии с ним.
5.Філософія является теоретической форме отношение человека к миру. Ее особенность, по сравнению с наукой в том, что она позволяет объективно, в теоретической форме осмыслить мир, как мир человека, рассмотреть место и положение человека в мире, ее смисложиттєві проблемы. Философское мировоззрение позволяет выработать такое видение мира, которое является одновременно и субъективным и теоретическим и таким образом человеку достичь гармонии с собой, своим видением мира и самим миром. С этим связаны такие особенности философии, как то, что она будучи по форме деятельности наукой, не является наукой за своими функциями и значением для человека, в философии, в отличие от других наук не существует единых, общепризнанных теорий-образно говоря философий есть столько, сколько философов, однако существует единственный теоретический аппарат, представление о предмет, задачи, функции, которые постоянно находятся в процессе становления и осмысления.



Назад