Электронная онлайн библиотека

 
 Философия: конспект лекций

1.3. Предмет философии и особенности философского мышления


Авторство слова "философия" приписывают древнегреческому мыслителю Пифагору (6-5 вв. до н.э.). Он был против, чтобы его называли мудрецом, и считал себя философом (любителем мудрости, от греческого филиа - любовь и софия - мудрость), ибо мудрым, по его мнению, есть только Бог, поскольку под мудростью древние греки имели в виду не просто мышление, а единство образа мышления и образа жизни. Тем самым, со времен Пифагора в понятии философии фиксируется стремление человека к самосовершенствованию, к достижению идеала. Идеал традиционно включает три высших ценности - Истину, Доброту и Красоту. Философы Древней Греции занимались изучением начал и закономерностей мироздания, а под философией имелась в виду наука вообще.
Основателем европейской философской традиции является древнегреческий мыслитель Сократ (470-399 гг. до н.э.) который определил дальнейший ход философии своим знаменитым вопросом: можем ли мы достичь истину не зная что такое истина? можем ли мы считать нечто красивым, не зная что такое красота? можем ли мы быть добрыми не зная что такое добро? Этим Сократ дал толчок развитию трех основных дисциплин:
а) гносеологии-теории познания - учение однако, что такое истинное знание и пути его достижения;
б) этике - учению о том, что такое добро и зло и как человек должен оценивать свои поступки;
в) эстетике - учению о прекрасном.
Заслуга Сократа в том, что он показал, что предмет философии требует осмысления самого способа познания его. Поэтому, по мере того, как отдельные науки, входивших ранее в состав философии тримували свой, отличный от философского метод познания, они отделялись от философии: в Конце 18 в. немецкий философ И.кант очертил предмет философии такими вопросами: что я могу знать? что я должен делать? чего я смею надеяться?
Для того чтобы ответить на эти вопросы, мало знать, что такое мир и что такое человек. Поэтому философия изучает не только сущность "вещей, мира, человека" а сам способ их существования. Философская дисциплина, изучающая бытия во всех его аспектах, называется онтологией (от греческого онтос - сущее и логос - учение). Предметом философии является общие, предельные основы человеческого мышления, познания, бытия человека в мире.
Такое понимание предмета мышления предопределяет особенности философского мышления, отграничивающих философию как от будничной так и от естественно-научного мышления. Первой особенностью является то, что любой философский вопрос охватывает проблематику философии в целом, поэтому философию нельзя преподавать как другие науки, от более простого к более сложному. Второй - то, что любой философский вопрос охватывает не только философию в целом, но и ставит под вопрос того, кто спрашивает, то есть философское мышление требует не только осмысление своих собственных оснований и возможностей познания, но и изменения того, кто мыслит - изменения мировоззренческих, жизненных способностей и самого способа мышления.
Предметом философии является выявление наиболее общих закономерностей развития мира, выраженных в философских принципах, законах и категориях. Предметом философии является не только изучение имеющегося и в прошлом, но и возможного будущего. Поэтому ее называют наукой мудрости /слово "философия" - с греческого языка - любовь к мудрости/. Кроме этого, предмет философии характеризуется своим гуманистическим характером, потому что в центре его содержания находится человек.
Если проследить историю развития различных философских систем, то нетрудно заметить, что вся ее тематика фактически сосредоточена вокруг центральной многоплановой проблемы "человек - мир", которая имеет множество проявлений модификаций: "субъективное-объективное", "материальное-духовное", "природа-общество" и др. Проблема "человек-мир" выступает как универсальная и может рассматриваться как общая формула, смысловая направленность, с ориентированность практически каждой философской системы. Поэтому она и выступает основным вопросом философии. "Большое основной вопрос всей, особенно новейшей, философии есть вопрос об отношении мышления к бытию..." Философы разделились на два больших лагеря в зависимости от того, как отвечали они на это вопрос /См. Ф.энгельс. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии / / Маркс К., Энгельс Ф. Произведения. - 2-е изд. - Т.21, - С.270-271 и далее/.



Назад