Электронная онлайн библиотека

 
 Философия: конспект лекций

1.4. Основные вопросы, методы и функции философии


Основной вопрос философии имеет разное решение: материалистическое и идеалистическое, моністичне, дуалистическое, плюралистическое. Нужно отметить, что в рамках основного вопроса философии по-разному решается и вопрос, что именно понимать под материалистическим, а что под идеалистическим. Именно этим объясняется то, что существуют различные формы материализма /например, вульгарный, созерцательный, метафизический и т.д . / и идеализма /объективный, субъективный/.
По-разному философы и отвечают и на вопрос о возможности познания мира. Последовательный материализм доказывает, что мир в принципе можно познать. Высшим критерием и гарантом этого является практика. Объективные идеалисты сосредоточивают внимание на познании человеческого сознания через познание ощущений, понятий и т.д. Течение, представители которой в принципе отрицают возможность познания сущности вещей и закономерностей развития действительности, получила название агностицизма.
Основной вопрос философии дает возможность правильно ориентироваться а историко-философском процессе, определять сущность любой философской системы. Основной вопрос философии подчеркивает, что все явления мира условно делятся на две основные сферы - материальную и духовную. Они образуют единство /дихотомию/, которой характеризуется все, что существует в мире. Эти сферы неразрывны, но каждая имеет свою специфику и занимает свое место, играет свою роль. Материальной сфере принадлежит решающая роль лишь в конечном смысле, в гносеологическом плане. Значение основного вопроса философии и в том, что, распространяя его на понимание общественной жизни, оно дает основу для материалистического понимания истории.
Если материализм и идеализм выражают два противоположных подхода к пониманию природы мира и человеческой сущности, то не менее важным вопросом философского мировоззрения является вопрос о том, в каком состоянии находится мир, развивается ли он и человеческая сущность, или они неизменны. Это вопрос о движение и развитие. В зависимости от решения этого вопроса тоже возникают две противоположные концепции - диалектика как учение о развитии, и метафизика, которая отрицает или искажает развитие. Было время, когда некоторые философы /например, Парменид/ считали бытия совершенно неподвижным. Но позже, с развитием науки и практики, когда движение и развитие стало невозможно отрицать, распространение приобрели метафизические подходы, которые упрощенно, односторонне их толковали. Поэтому обычно говорят о двух концепции развития - диалектическом и метафизическую.
Разделение философских систем в зависимости от решения вопроса о развитии не совпадает а делением на материализм и идеализм. Известно, что среди материалистов было много метафізиків /Л.Фейєрбах и др./, а среди идеалистов - диалектиков /Гегель/. Но эти вопросы тесно связаны, можно даже в полном смысле сказать, что вопрос о развитие, движение органично входит в основного вопроса философии.
Когда поставлен вопрос о познания мира, его сущность, то при этом не менее важным является вопрос о выборе правильного метода познания как способа изучения явлений мира, как набор средств, приемов, что делают познания успешным. Каждая наука имеет свои методы. Философия вооружает все науки знанием наиболее общего метода познания: метафизического и диалектического. Выше мы определили диалектику как теорию развития, а здесь говорим о диалектике как о методе познания. Противоречия здесь нет. Теория становится методом тогда, когда она направляется на объяснения практики, на получение нового знания, необходимого для теоретического освоения мира.
Только глубоко усвоив весь этот материал, можно понять суть каждой из функций философии, через которые проявляется отношение философии к конкретным наук. Основные функции философии: мировоззренческая, гносеологическая, методологическая, логика, критическая, практически-преобразовательная и другие.



Назад