Электронная онлайн библиотека

 
 Философия: конспект лекций

2.3. Древнеиндийская философия


Первые философские школы и течения возникают в древнейших регионах человеческой цивилизации в начале VI в. до. н. э. в Древней Индии и Древнем Китае и Греции. Предисловия возникновения философии были такие:
1. скачок в развитии производственных сил вследствие перехода от бронзы к железу;
2. появление товарно-денежных отношений;
3. возникновение государства,
4. рост оппозиции традиционной религии, критика нормативно-нравственных установок и представлений;
5. развитие науки, накопление эмпирического материала. Необходимость его логического и абстрактного осмысления.
Общность генезиса не включает своеобразия путей формирования систематизированного философского знания. Философия Древней Индии и Древнего Китая имеет ряд особенностей, которые назначается специи кой развития общественных отношений этих государств, и это прежде всего чиновницько-бюрократическая система в Китае и кастовый строй в Индии, которые способствовали сохранению традиционных религиозно-мифологических представлений в формировании первых философских течений. Это, в свою очередь, обусловило преимущество в мировоззрении восточных стран религиозно-этической проблематики над научно-теоретической, идеализма над материализмом.
Староіндійська философия развивалась в школах, так называемых "дашанах". Существовали дашани астиків и дашани нестиків. Эти дашани проповедовали резко полярные идеи, которые групувались на признании или отрицании Вед. "Веда" (в переводе с индийского "знание") - это сборник текстов в честь богов. В дашан астиків входили такие школы учение, что признавали авторитет Вед. Это ортодоксальные учение: дан, санкхья, йога, ньяя, вайшешика, шиманса. В дашани нестиків (неортодоксальные школы) входили учение: чарваков джайнизма, буддизма. Одним из древнейших идеалистических учений был брахманизм, который считал, что мир состоит из невидимого, непознанного, неизмененного духа "брахмана", что не имеет ни начала, ни конца. С точки зрения представителей этой школы следует различать душу и тело.
Тело - это внешняя оболочка души /атман/. Душа вечная, бессмертная, но поскольку человек слишком привязана к своему телу, к земного существования, то душа человека, хоть и является воплощением духа брахмана, все же отличается от него и поэтому подчиняется закону необходимости /карме/. Закон необходимости /карма/ заставляет душу каждый раз после смерти тела переселяться в другое тело, и душа человека всегда входит в такую оболочку, которая зависит от деяний ее в прошлой жизни. Поток 'этих перевоплощений /самсара/ длится бесконечно долго. Если же человек может освободиться от повседневных житейских забот, ее душа перестает быть связанным с этим тленным миром, тогда и наступает реализация ее тождественности с Брахманом.
В условиях образованию большого государства буддизм с его антижрицькою направленностью защищал кастовый строй в Индии. Он был более выгоден, чем религия брахманизма, которая проповедовала учение о привилегированное сословие жрецов. Возникнув как оппозиция кастовом строя, буддизм выступил с учением о равенстве всех людей в "страданиях" и праве на спасение. Буддизм - это одновременно и религиозное и философское учение. Оно возникло в VI-V вв. до н.э. и в ходе исторического развития стало одной из самых популярных религий вместе с христианством и исламом. Согласно легенде, основателем буддизма Сиддхартха был из рода Гаутамы. Сиддхартха, он же Шакя-Муни, будущий Будда родился в семьсемьи великого князя Щуддходані. Он учился в брахманських учителей и в возрасте 29 лет покинул дворец и жил аскетом. Путем внутреннего созерцания прозрел и познал вечные истины:
1. Жизнь - это страдание.
2. Страдание имеет свою причину.
3. Корень страдания - жажда к жизни.
4. Путей выхода из страдания - 8.
С точки зрения буддизма мир - это единый поток материальных и духовных элементов - "дхарм". На основе староіндійських представлений о переселении душ буддизм выдвинул догму о перерождении живых существ, утверждая, что смерть живого существа есть не что иное, как проявление распада данной комбинации дхарм, после чего образуется новая комбинация дхарм.
Новые комбинации дхарм определяются кармой - суммой всех грехов и добрых дел в предыдущем перерождении. Идеалом, по учению буддизма, по достижению нирваны - полного окончания процесса перерождений и лишения таким образом страданий, которые составляют суть жизни. В этом учении впервые четко выражено идею о развитии человека, ее непрерывное совершенствование.
Философский смысл буддизма включал в себя два аспекта: учение о природе вещей и учение о пути ее познания.
Учение о бытии. В основе буддийского учения о природе вещей лежит учение о дхарме - "носители своей признаки - частицы в или элементы". По учению буддистов, дхармы - это частицы, представляющие собой как бы ткань мировой вещества, они проникают во все явления психического и материального миров и находятся в движении, каждую секунду вспыхивая и угасая. Каждое движение означает порождение нового вспышки и нового затухания. В буддийской философии принято сравнивать свет с потоком, который течет с самого начала, вечно меняясь и перерождаясь. Было разработано несколько классификаций дхарм-элементов. Ранний буддизм уже знал о разделение бытия на обнаружено - сансара, и бытие невиявлене - нирвану. Находясь в вечном круговороте, проявленное бытие связано со страданием. До увольнения из этого состояния ведет путь познания - восьмичленний путь морального разделения. Буддизм утверждал единство материального и духовного миров.
Учение о познании. Это учение связано с субъективно-идеалистическим методом йогічного созерцания.
В теории познания у буддистов устраняется разница между чувственной и умственной формами и приоритет предоставляется практике. Практика созерцания, размышлений служит основным средством познания окружающего мира. Проблема человека. Буддизм отрицал существование души, то есть отдельного духовного существа внутри человека. Буддисты отрицали существование и отдельного атмана вне 5-мя группами элементов, составляющих человеческую личность, ее психические и материальные качества. Эти пять элементов: сознание; воображение; чувство; кармические силы; материальная оболочка человеческой личности.
В этой схеме нет места никакому низком, вечном начала. Человеческая личность, как и все в мире подчиняется закону причины и следствия, выраженном в 12-членній формуле причинной зарождения. Данное человеческая жизнь - это результат предыдущих существований. Сознание, протекая через индивидуальный поток - земная жизнь, через промежуточный этап и следующий за этим состояние нового перерождения, каждой секунды меняет свое содержание.
Это вечное становление в староіндійській философии приравнивается к пламени свечи, которой процесс воспламенения и затухания течет непрерывно и создает впечатление постоянства. Приближение к бытия не обнаруженного, к нирване сравниваются с затухания огня, но этот огонь никогда не исчезает, он переходит в другое состояние. Буддистам, как и древним грекам, свойственное стихийно-диалектическое счисления.
Рядом с идеалистических направлением развития философии в Индии развивалось и стихийно-материалистическое учение - чарвака, Одной из форы этого учения локаята, которую иногда отождествляют с чарвакою.
Чарвака утверждает единственной реальностью, что существует в мире, материю. В основе мира признает наличие четырех элементов: земли, воды, огня, воздуха. Отсюда происходит название школы /"чар" - четыре» "рак" - слово/. В теории познания считает истинным только то, что дается человеку в ощущениях. Особенностью учения чарваков является разработка этической концепции, согласно которой понятие добра и зла иллюзорные, созданные человеческим воображением. По учению чарваков, реальными бы только страдание и наслаждение чувственного бытия. Опровергая необходимость аскетического образа жизни которое вводили другие индийские религиозные системы, чарваки утверждают единственную цель человеческого бытия - получение наслаждения. Чарваки выступали с критикой религии, в частности буддизма.



Назад