Электронная онлайн библиотека

 
 Философия: конспект лекций

2.4. Философия древнего Китая


Аналогичным путем шло развитие философских идей в Древнем Китае. Так само изменение традиционных общинных общественных отношений на основе экономического прогресса, появление денег, личной реальности, развитие научных знаний в первую очередь в области астрономии, математики, медицины создали условия для развития философии.
Самым влиятельным идеалистическим направлением, которые возникают VI-V вв. до н, э, сохраняет свое значение в течение тысячелетий, вплоть до наших дней, было философское учение выдающегося мыслителя. Конфуция ./551-479 гг. до н. э. которое получило название конфуцианства. Неравную эталон в становлении конфуцианства была деятельность самого Конфуция. В его изложении конфуцианство составляло этико-политическое учение, в котором центральное место занимали вопросы природы человека. Ее этики и морали, жизни семьи и управления государством. Проблемы космогонии, антологии, гносеологии, логики были в состоянии започатування. Характерной чертой учения Конфуция является антропоцентризм. В центре внимания его учение находятся .проблеми человека. Он разрабатывает концепцию идеального человека благородного мужа не по происхождению, а благодаря воспитанию в лице высоких моральных качеств и культуры. Фундаментальным понятием учение Конфуция есть понятие - "жэнь" - гуманность.
"Жэнь" определяет отношения между людьми, пропагандирует любовь к людям, уважение к старшим по возрасту или высших по социальным составлял щем. Согласно принципу "жэнь" правители государств должны быть мудрыми, подавать подчиненным пример личной высоконравственной поведения, по-отечески заботиться о них. Особое место в учении Конфуция занимает концепция "сяо" - сыновней уважения к родителям. Большое внимание он уделял "юэ" - музыке, лучшем средства совершенствования человека, а главную роль отводил "ли" - этикета - правилам приличия, которые призваны регулировать поведение человека в различных жизненных ситуациях. Важное место в конфуцианстве занимает концепция "чжэн мин"- "исправление" имен, т.е. приведение вещей в соответствие с их названиями.
С точки зрения Конфуция жизнь и смерть определяются судьбой, а богатство и знатность зависят от неба. "Небо" - это прародитель мира и высшая духовная сила, которая определяет суть природы и человека.
Первичной философией материалистического направления в Китае выступает Даосизм.
Основателем даосизма считается Лао-цзы /УИ-В в.до н.э./. Но, желая поднять престиж даосизма в борьбе с конфуцианством, последователи даосизма объявили своим основателем легендарного героя Хуанди /697-598 г. до н. э./. Даосизм отмечает диалектической идеи общей подвижности и изменчивости мира. Дао - это путь, надбуття, это единое, вечное и безымянное, бестелесное и бесформенное, неисчерпаемый и бесконечное в движении; оно - основа всего сущего.
Жизнь природы и человека подчинено не воли неба, как было принято в конфуцианстве, а всеобщему закону "Дао". Согласно этому закону любая вещь, достигнув определенной степени развития, превращается в свою противоположность.
Даосы учили безоговорочного подчинения всей жизнедеятельности человека закона "дао", невозможности /моральной и физической/ действовать вопреки "дао". Исходя из Космоцентричної концепции взаимосвязи человека с природой, китайская философия /как и индийская/ стояла на защите природы, выдвигала принцип "у вэй" - невмешательства в ее развитие, следование ее законам.
Обзор развития философских представлений древних цивилизаций позволяет сделать вывод о продолжительности этого процесса. Философская мысль постепенно освобождалась от мифологических представлений. С самого начала процесса возникновения философии материализм и идеализм заявляются одновременно. Познавательное отношение к миру подчиняется жизненной практике освобождения души от потока перевоплощений в Индии и задачи совершенствования человеческого поведения в Китае.



Назад