Электронная онлайн библиотека

 
 Философия: конспект лекций

2.5.1. Ранняя греческая философия


Досократики. Родоначальником ранньогрецької философии был Фалес /около 624-547 г. до н.э./ - представитель милетской школы, его небезосновательно считают первым астрономом. Он высчитал дни солнцестояния и равноденствия, определил длину года в 365 суток, предсказывал погоду за звездами, предсказал солнечное затмение 28 сентября 565 г. до н. э. Фалес известный также как математик, что доказал ряд важных геометрических теорем. С точки зрения Фалеса вода - основа и начало всего сущего. Вода - источник жизни, но было бы ошибкой отождествлять воду Фалеса с совокупностью той физической реальности, природ воды, которая течет в реках, наполняет моря и озера. Вода для Фалеса - это не физическое вещество, а начало бытия. Вода - это символ жизни, его философская метафора. Здесь следует отметить, что метафоричность философских понятий составляет их характерную черту.
Согласно взглядам Анаксімандра /ок. 670-546 г. до н.э./ в основе всего сущего не может лежать некая определенная субстанция. Идея "апейрона" /в переводе с греческого языка "неопределенное", "безграничное"/ не является отходом от конкретно-вещественных представлений о перворечовину мира, Эта идея является конкретно-чувственным представлениям о первоначальное состояние бытия. Безграничное, неопределенное» неоформленное "несколько" образует первооснову космоса. С точки зрения Анаксімандра процесс образования Вселенной проходит три основных этапа:
- на первом из "безграничного" выделяется "мировой начало", своеобразный эмбрион Космоса;
- на втором происходит распределение противоположности пусков - влажного и сухого, холодного и горячего;
- на третьем этапе в процессе борьбы этих начал бытия образуются четыре основные стихии. Это - огонь /как сочетание горячего и сухого истоков/ воздух /как сочетание влажного и теплого/ вода /влажного и холодного/ земля /холодного и сухого/. В свою очередь из этих основных стихий возникает все разнообразие конкретных вещей.
Еще одним представителем милетской школы был ученик Анаксімандра Анаксимен /ок. 585-525 гг. до н.э./. Першопочатком всего сущего, с Его точки зрения, считается воздуха. Благодаря воздуху возникает и существует мир. Через то, что воздух имеет способность "згущатись" и "розріджуватись", образуется ветер, облака, земля, огонь. В философских взглядах Анаксимена есть важный тезис о единстве микро - и макрокосмоса. "В соответствии с тем, как душа наша есть воздухом и удерживает нас от распада, так и космос оборачивается дыханием воздуха". Тем самым человек уподобляется малом Вселенной /микрокосмоса/ таком же целостном и разностороннем, как и великий космос // микрокосмос-мир в целом. Человек - это уподобление мира и существует наравне с ним. Человек не просто частица Вселенной, это единственное бытие", которое равноценное Вселенной в целом. В тезисе Анаксимена воздуха, частью которого является человеческая душа, оказывается как мировая душа /или дух/, благодаря которому космос существует как целостность. Речовотілесний характер универсального миропорядка бытия наглядно представлен водой, воздухом, "алейроном", особой выразительности вступает в философском учении Гераклита /ок. 544-483 г. до н.э./, который видел первооснову мира в огне. "Мир единственный из всего, что ИПН./ЕСТЬ - говорил Гераклит, - не создан никем из богов и никем из людей. Он был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно вспыхивает и закономерно угасает". В этом пассаже выражается не только мировоззренческая позиция, но и диалектика развития космоса через единство противоположностей воспламенения и закономерного угасание.
Гераклит родился в городе Эфесе, что расположено в центре Ионии, он выходец из царского рода, но отрекся от престола в пользу своего брата. Два имени утвердились по Гераклиту: "Темный" и "Плакучий". Первое он получил за то, что его произведения были написаны таким образом, что образовывали слова разный смысл при разном чтении. В его произведениях смысл передавался намеками, был переплетен метафорами и выражениями, которые требовали особого толкования. Так, Диоген Лаэртский сообщал, что Гераклит позаботился написать книгу таким способом, что понять ее могли только способные люди, но иногда в своем произведении он высказывается так четко и ясно, что даже глупого нетрудно понять и вознестись душой, Имя "Плакучий" - затвердилось по Гераклиту в следствие того, что он оплакивал людей, считая, что они пагубно относятся к себе и ведут неразумный образ жизни.



Назад