Электронная онлайн библиотека

 
 Философия: конспект лекций

2.5.2. Ионийской философия


Фалес, Гераклит и др. ищет основу бытия в материальных элементах природы /воде, влажные/ и поэтому тяготеет к материалистической ответа на основной вопрос философии. Одновременно рядом с материалистическими школами возникают философские школы, среди которых преобладают идеалистические ориентации.
Так, около 532 г. до н.э. в Критоні возникает влиятельная религиозно-философская группа - Пифагорейский союз основателем которого был выходец с о. Самоса Пифагор /517-497 гг. до н.э./. Следует отметить, что среди членов этого союза были и женщины, чего мы не наблюдаем в других философских школах. Первоосновой для Пифагора является количественное отношение - число, но следует заметить, что число для нас - это арифметическая величина и математическая, а для эллинов - величина геометрическая, что существует в виде геометрических соотношений
Так единица - это точка, двойка - прямая /как возможность, что возникает из двух точек/. Тройка - плоскость. Четверка - тело, или объем. Таким образом, первые четыре числа есть достаточные, чтобы определить все разнообразие мира чувственного восприятия. Сумма этих чисел дает десятку /1+2+3+4=10/, которая для пифагорейцев служила воплощением достаточной полноты и совершенствования. Этот ряд чисел во взаимном соотношении элементов включал следующие основные музыкальные интервалы: 2 : 1 - октава; 3 :2 - квинта, 4 : 3 - кварта. Таким образом, десятка выражает собор и полноту звучания.
Пифагором был открыт взаимосвязь числа и звука. Он установил что увеличение или уменьшение струны позволяет точно задать высоту звука. Всю свою жизнь и духовные усилия Пифагор сконцентрировал на поиске гармонии. В бумові Вселенной, в геометрических пропорциях, в общественной жизни, в отношениях между людьми, во всех проявлениях бытия и человеческого существования - везде отыскивает он гармонию, которая привносит во все сущее красоту и благо. Гармония космоса мыслится пифагорейцами как численно-количественная упорядоченность мира, но настоящей, полной гармонией она становится в сочетании с такими характеристиками реальности, как справедливость, добро, зло, душа и т.п. Гармония является воплощением истинного бытия - бытия, обусловленного мере. Мера содержится в самом бытии. Мера присутствует в каждой вещи, но не может быть выделена как часть или элемент. Мера любой вещи, какой бы малой она ни была, подчинена Вселенной, является основой целостности и порядка космоса.
Основной характеристикой Вселенной для античной мысли было то, что космос - это упорядоченное бытия, которое противостоит небытию. Космос возникает Из хаоса /ничто, небытие/. Мир возникает из ничего и это ничто всегда присутствует в космосе.
Одним из принципиальных моментов Пифагорового учение была вера в "переселение душ" после смерти человека из одного тела в другое. Согласно учению Пифагора после смерти человеческая душа не может сразу освободиться от грехов своих, поэтому должна вселитись в другое тело, в котором продолжает свой путь к очищению и спасения. И как только душа достигнет желаемой чистоты, она освобождается из круга новых рождений и заканчивает земное существование. Пути очищения грешной души разнообразные: - пост, вегетарианство, религиозные обряды.



Назад