Электронная онлайн библиотека

 
 Философия: конспект лекций

2.5.3. Елейська школа


Представителей этой школы называли елеатами. Это Ксенофан /565-473 гг. до н.э./, Парменид /кон. УИ-В вв. до н.э./, Зенон Блейський /490-430 гг. до н.э./.
Ксенофан поставил вопрос о начале бытия как о "едином" И единственное он назвал богом. В решении этой проблемы он выступил как решительный и бескомпромиссный критик традиционных взглядов, которые существовали в то время в Греции, и прежде всего против самого авторитетного и прославленного Гомера. Он не соглашается с Гомером в том, что боги подобные людям. Богов не может быть много. Если богов, было бы два или более, то один из них должен был бы подчиниться другом, а сущность бога заключается в том, что он самый могущественный и самый лучший из всех существ, а потому он один.
О идеалистическую ориентацию элейской философии свидетельствуют 1. конкретные соображения Парменида о сущем.
Если Ксенсфан под сущим понимает единого Бога, то в отличие от него, Парменид, рассматривая проблему бытия, не связывает его ни с чем конкретным.
У Парменида бытие обладает своими конкретными качествами. Оно неделимо, непротиворечивое, недвижимое, вечное имеет форму шара. Следует заметить, что шарообразная форма бытия избирается Парменідом неслучайно. В античной философии кулеподібність указывает не на форму, а считается символом совершенства. Кулеподібність бытия в Парменида означает и то, что все суще. в мире, присущее такс.: бытию, представляет собой бытие и ничто другое, кроме бытия. Базисом, на котором строится все сущее, в Парменида выступает положение о том, что "бытие есть, а небытия нет.
Познать этот единый мир можно только благодаря мышлению. В рассуждениях Парменида четко прослеживалась тенденция к отождествлению бытия с мышлением: "мысли - и то, о чем мнение существует, тождественные," также тождественны мыслим и сущее". Рассматривая проблему познания Парменид не отрицает существование "осязаемого мира", который базируется на восприятии мира с помощью чувств. Но мышление настолько преобладает чувство, что единосущен следует признать только мыслимое бытия в противовес чувственно сприйманому бытию. Из этих соображений логически вытекает "неістинність" движения, который существует как иллюзия чувственного мира и поэтому не может признаваться подлинным бытием.
В целом же учение Парменида о завершенность и недвижимость бытия следует рассматривать как начало и основу для развития метафизического мировоззрения.
Последователь и ученик Парменида - Зенон Елейський /бл.490-430р. до н.э./ пытается доказать справедливость взглядов своего учителя на проблему бытия. Для этого он доказывает невероятность движения, умножать и других качеств чувственного мира. Зенон разрабатывает особую систему обоснований, которые вошли в истории философской мысли как парадоксы, или апорії /нерозв'язана противоречие/.
Апорії Зегона Елейського такие:
1/ "Движимое не движется ни в том месте, где оно есть, дни в том, где его нет".
2/ "Дихотомия" /деление на две части/ твердит, что движение не может закончиться, поскольку прежде, чем он достигнет конечного пункта, необходимо пройти половину пути, но прежде, чем достичь этой половины, необходимо пройти "половину половины" и так без конца. По такой логике движение не может не только закончиться, но и начаться.
3/ "Ахилл и черепаха" формулируется так: быстроногий Ахиллес никогда не догонит черепаху, поскольку прежде, чем он преодолеет расстояние до черепахи, она тоже проползет некую, пусть и небольшое расстояние Чтобы преодолеть это расстояние, Ахилла понадобится некоторое, пусть опять же небольшое время, в течение которого черепаха проползет еще какую расстояние, и так без конца.
4/ "Стрела, летящая" формулируется так: выпущенная из лука стрела неподвижна, поскольку в любой момент движения занимает ровно себе место, речь идет о том, что вся траектория полета стрелы состоит из неподвижных положений стрелы в разных местах пространства, но разве же можно получить движение из суммы состояний покоя?
5/ Апорія "стадион". Если два тела движутся навстречу друг другу и относительно друг друга, то одно из них пройдет мимо второе, потратив на это столько же времени, сколько необходимо для прохождения мимо половину того, что не движется, тогда половина будет равняться целом.
6/ Апорія против Пространства. Елейська философия не допускал небытие, утверждая, что бытие есть, а небытия не существует. Зенон выдвигал апорію и против реальности пространства. Суть ее заключается в том, что когда дело расположена в пространстве, то эта вещь и это пространство должны находиться в другом пространстве, который окружает их, а это в свою очередь должно находиться еще в другом пространстве "и так до бесконечности.
Но представить бесконечное множество пространств, "вложенных" один в один абсурдно. Поэтому и само пространство, идея которого требует абсурдной" представь, нереальный.
7/ Апорія против чувственного восприятия мира "Зерно, которое падает". Если во время падения одного зерна или его тысячной доли ничего не слышно, то откуда берется шум во время падения массы зерна? Разве шум может возникнуть из суммы неслышимого, а отсюда вывод: и человеческие чувства не могут дать истинного знания, на них нельзя полагаться.
Зенон разработал систему доказательств "от противного". Схема доказательств такая: сначала принимается предположение, что утверждение, которое необходимо опровергнуть, соответствует действительности. Потом из этого утверждения выводятся последствия, которые противоречат действительности, то есть приводят к абсурду. Своими апоріями Зенон зафиксировал объективную противоречивость движения. Возражения движения базируется на принятии главного тезиса элейской философии о единстве, постоянство и непротиворечивость сущего. Поскольку движение оказывается противоречивым, он объявляется как таковой, не существует. Такой тип рассуждения, что обосновывает доказательства путем опровержения и построен на использовании силы возражения, имеет название негативной диалектики.



Назад