Электронная онлайн библиотека

 
 Философия: конспект лекций

2.5.4. Деятельность софистов


Переходя к изучению второго, классического периода истории философии Греции, обращаем внимание на деятельность софистов.
Софисты - это древнегреческие философы середины V - первой половины IV в. до н.э. Протагор /480-410 гг. до н. э., Горгий 480 - 380 гг. до н. э. и др. Слово "софист" означает мудрый, а с середины V в. так называют учителей красноречия. Характерной чертой учения софистов есть релятивизм, который отрицает наличие любого объективного а значит, и истинного содержания в человеческих знаниях.
Основная проблема, которую решают софисты - это реальность сущего. Решение этой проблемы Протагором: "есть только мир мысли, образование сущего не существует". Мир понятия относительный и противоречивый. Буді. которая истина относительна. Характер деятельности софистов заключался в том, они должны были научить человека защищать будь-яку точку зрения какой бы абсурдной она ни была. Основой такого обучения было представление об отсутствии абсолютной истины и объективных ценностей Относительность понятий добра и зла, чисто формальное умение манипулировать словами приводило к таким утверждениям: "болезнь - зло для больного и благо - для врача"; "Смерть - зло для умершего, а для могильников - благо".
Софістами была начата тенденция "поворота к людни", которую Протагор выразил в своем знаменитом тезисе: "Человек есть мера всем вещам: сущих в том, что они существуют, и не сущих в том, что они не существуют". Протагор был обвинен в нечестивості, поскольку его произведение начинался словами: "О богах я не могу знать ни того, что они бы, ни того, что их нет, ни того, какой они имеют вид". Философ Трасимах считал, что боги не обращают внимания на людей. Феодор Кірейський отрицал существование богов. Критий утверждал, что религия предназначена для того, чтобы заставлять простых людей выполнять законы.
В период расцвета греческой демократии важную социальную функцию выполняли риторика и софистика; содержание и назначение последней раскрывается Протагором в мифе о сотворении человека. Человек был создан беспомощной и вела дикий образ жизни подобно животных. Затем благодаря Прометею она приобрела огонь и ряд полезных умений. Однако, эти достояние хотя и облегчили жизнь человека, но не дали возможности для ее спасения. Люди враждебно относились друг к другу, что не давало им возможности объединиться. И тогда бог Зевс открыл людям Стыд и Правду, которые положили начало основы порядка среди людей, но чтобы поддерживать этот порядок, нужно овладеть политическим искусством, которому может научить софистика.
Сократ /49-399 гг. до н.э./. Его вклад в развитие философской мысли определяют как "сократовский поворот" в философии. суть его заключается в обращении философских рассуждений с космогонической проблематике темы человека. "Познай самого себя" - такой тезис сократовского учение. Такого знания можно приобрести только в непосредственном контакте с другими людьми, в диалоге. Поэтому Сократ большую часть своего времени проводил на площадях, в палестрах, вступал в беседы с каждым, кто желал говорить с ним. Стиль и характер этих бесед отражены в диалогах Платона, он неоднократно вступал в споры по поводу определения содержания таких понятий как благо, мудрость, справедливость и др. В ходе разговора Сократ задавал вопросы, получал ответы, как правило, неполную, снова задавал вопросы и, когда озадаченный собеседник окончательно заплетался и спрашивал, а что думает Сократ по поводу этого, он отвечал: "Я знаю только то, что ничего не знаю".
Политические взгляды Сократа основывались на таких началах; власть должна принадлежать лучшим, то есть справедливым и мудрым, которые способны овладевать искусством управления государством. Исходя из этого он сурово критиковал афинскую демократию.
Заслуга Сократа в истории философии заключалась в том, что в том, что он на практике доказал значение диалога как основного метода обнаружения истины. Гибель Сократа трактуют как расправу власти над независимым мыслителем, но существует и другая версия: Сократ был приговорен к смертной казни за злодеяния своего ученика Крітія. Находясь в тюрьме, он принял яд. Интересно, что Сократ отказался от побега из тюрьмы, ссылаясь на необходимость выполнять приговор суда, который вынес ему народ.
После смерти Сократа в Греции образовалось несколько философских школ его последователей - кіників, кіренаїків и мегариків.
Кіники /от гр. "кінос" - собака/ - основатель школы Антисфен /ок. 435-370 гг. до н.э./. Название эта школа получила за пропаганду образа жизни, который, с точки зрения ее представителей, должна вести человек. Ученик Антисфена Диоген свел свои потребности до минимума и жил в бочке. Эти философы считали, что жить нужно по природе, освободившись от культурных традиций, роскоши и излишеств. В легенде сохранилась рассказ о том, как Диоген с зажженным фонарем ходил по улицам Капителями. На вопросы удивленных людей, чем он занимается, отвечал: "Ищу человечный".
Кіренаїки. Основатель школы Аристипп из Кирены /ок. 435-360 гг. до н.э./. Сущность учения: "человек похож на город в осаде, она всегда находится в плену в аффекте и чувств". На основе этого они защищают позиции получения наслаждения от жизни /гедонизм/. Идеи гедонизма нашли свое развитие в Эпикура и его последователей.
Мегарики. Основатель школы Эвклид из Мегары /жил между 450-380рі до н.э./. Он утверждал, что существует только одно благо, которое называют разными именами. Позиция мегариків основывается на том, что сущее одно, но нужно иметь в виду, что существует много имен сущего. Мегариків в античности называли еще и діалектиками за ряд сформулированных ими логических парадоксов: "Куча", "Лысый", "Рогатый" и т.д. Суть парадокса "Куча" заключается в следующем: если к давать по одному зернышку, то с какого момента появится куча, и может ли куча возникнуть в результате добавления одного зернышка "Лысый": если волосы выпадают из головы по одному, то с какого момента человек становится лысым? "Рогатый": ты имеешь то, чего ты не потерял. Рога ты не терял, значит, ты рогатый. Мегорська школа сыграла значительную роль в развитии логики.
К классическому периоду относится также деятельность философа Демокрита. Демокрит /460-370 гг. до н. э./ - один из самых известных древнегреческих философов-материалистов, ученый энциклопедист. Он является основоположником материалистической линии в философии. В решении проблемы бытия провозглашает наличие двух начал: атомов и пустоты. Атомы различаются по величине, форме. Другой реальностью всего сущего есть пустота. Она существует, вмещая в себе различные предметы, а может существовать без них, самостоятельно. Количество атомов бесконечна, и бесконечная пустота. Отсюда вечность сущего в пространстве и времени. Демокрит первый из мыслителей вводит понятие причины. Если в досократиків главным вопросом было - "с чего" возникают все вещи, то у Демокрита - "в силу чего". Он утверждает, что ничто не возникает без причины. Причинность в Демокрита обусловливается колебательным движением атомов и их столкновением.
В теории познания Демокрит различает чувственное и умственное знание. Чувственный опыт нам дает "темное", неполное знание и лишь мышление способно дать точное и полное знание об окружающем мире. Убежденность в том, что человеческие чувства не способны дать истинные знания, нашла свое отражение в историческом предании о самоосліплення философа. Согласно этому преданию Демокрит в конце жизни ослепил себя, чтобы избежать плена от чувственного /созерцательного/ опыта.
За Демокритом все живое отличается от неживого и эта разница полагає в наличии души, которая образуется из специфических атомов, подобных огня.
Человек отличается от животного особым расположением атоме души. Душу Демокрит считал смертным, когда человек умирает, атомы души покидают ее и рассеиваются в пространстве. Боги, за Демокритом, - это особые соединения огненных атомов, они легко разрушаются, но все же невечные. Они способны положительно или отрицательно влиять на человека, подавая человеку те или иные знаки.
Этические и социальные проблемы. Лучшей формой государства Демокрит считал демократический полис. Основным условием сохранения демократии считал наличие у граждан таких нравственных качеств, которые образуются воспитанием и образованием. "
Платон /427-347 гг. до н.э./. Если Демокрит известен как создатель первой последовательной системы материализма /линия Демокрита/, то Платон выступил в роли создателя первой последовательной системы идеализма, которая получила название - линии Платона. Он первый определил философию как науку, что строится на абстрактных понятиях /идеях/. Картіппя в Кратіла и Сократа. Основал свою вред в Афинах - Академию. Сохранилась значительная часть творческого наследия Платона, которая состоит 334 диалогов "Апология Сократа" и 13 листов.
Учение о бытии. Основа платоновского понимание бытия грун - тується на идеалистическом решении основного вопроса философии. Первичным в бытии выступают идеи, абстрактные понятия, которые носят название - универсалий. С точки зрения Платона, идеи вечны, неизменны, совершенны и поэтому представляют бытия в наиболее возможной полноте сего проявления. Что же касается материи, то зона представляет собой "нулевое бытия", или небытие, ничто. Идея и материя активно сосуществуют и взаимодействуют. Результатом этого взаимодействия является и вещи окружающей чувственного меняющегося мира. Но вещи окружающего мира не есть нечто "чисто" материальным, потому что "чистая" материя это ничто. Идеи, по Платону, есть не что иное, как вещи, только лишены пространственно-временной ограниченности, очищенные от материи, увековечены и совершенны.
Вещи повседневного мира выступают в роли чего менее совершенного и составляют копию некоего оригинала, его "тень", Этим оригиналом есть идея.
Теория познания. Согласно учению Платона процесс познания представляет собой процесс припоминания /по гр. "амнезис"/души. Такой способностью обладает только человеческая душа, которая до переселения в тело существует в царстве идей. Вселяючись в тело, душа забывает про то, что наблюдала, но при определенных условиях она способна вспомнить забытое. Рассматривая талях познания, Платон использует притчу о пещеру: "Люди находятся как бы в подземном помещении, похожем на пещеру, на стенах которой глаза видят игру теней. Сдвинуты видеть всю жизнь лишь тени, не видя реальных предметов, люди привыкают считать эти тени настоящими предметами. Тени - это результат восприятия мира чувствами. Познание же истинной действительности - мира идей - возможно лишь с помощью разума. Методами познания, с точки зрения Платона, есть диалектика и математика. Диалектика как 'способность задавать вопросы и давать ответы на них. Математика /особенно геометрия/ способна вывести человека из мира чувств и неопределенности в мир идеального сущего.
Человек и общество. Человек и общество в учении Платона существуют как единое целое. Индивидуальная благотворительность и общественная справедливость - это два основных полюса человеческой жизни, которые должны быть согласованы между собой. Отсюда необходимость соответствующего общественного уклада бытия, за идеал которого правит согласованность отдельно человеческой благотворительности с государственным строем в целом.
Рассматривая формы государственности, - Платон определяет две "правильные" - монархию и аристократию, сюда относит и демократию, если последняя придерживается законов; х четыре "неправильные" - беззаконную демократию, теократию, олигархию и тиранию. Первую модель идеального государства Платон разрабатывает в диалоге "Государство". За своими основными чертами идеальное государство Платона - это полис. Его полис - это "правление лучших" /аристократия/.
Ценными для настоящего есть идеи Платона о том, что государство не должно быть узурпатором, а должен работать на благо общества, и управлять ею должны честные и квалифицированные люди /философы/. Именно. в этом направлении сейчас идут дискуссии о роли государства в обществе и Ее морально-профессиональный состав.
Аристотель /384-322 ГГ. до н.э./ - ведущий философ классического периода, который занимал промежуточное место между материализмом и идеализмом. Учился у Платона в Академии, был воспитателем 13-летнего Александра Македонского, создал свою философскую школу - Ликей.
Учение о бытии. Аристотель подвергает критике учение своего учителя Платона. Критика эта имела принципиальный характер: "Платон мне друг, но истина дороже". С точки зрения Аристотеля сущее не может существовать отдельно от вещей. Бытие у него существует как единство материи и формы. Материю Аристотель рассматривает как возможность. Для того, чтобы по возможности возникло нечто действительное, материя должна иметь форму, которая превращает ее на актуальное сущее. Например, если мы возьмем медный шар, то материей для нее будет медь, а формой - кулеподібність; по отношению к живого существа материей является ее телесный состав, а формой - душа, которая обеспечивает единство и целостность всех ее телесных частей. Форма, за Аристотелем, активное начало, тогда как материя - пассивная. Материя делима до бесконечности, форма неделимая и тотожня самой вещи. Наивысшей? сущностью Аристотель считает чистую /очищенную, освобожденную от материи/ форму. В конце концов Аристотель осуществляет отрыв от материи формы. Освобождена от материи форма - это вечный двигатель, который служит источником движения и жизни, космического целого. В этом как раз и проявляется идеализм в философии Аристотеля. Именно через то, что Аристотель принимал за первооснову форму, а не материю, теологи средневековья десятками веков привлекали его к основателей богословия /рядом с Платоном/, поскольку бестелесна форма Аристотеля успешно совпадала с образом бесплотного, но всемогущего бога.

Подбирая итоги древнегреческого учение о бытии, можно сделать горькие выводы: для большинства философов характерно дуалистическое противопоставление двух начал: бытие и небытие .в Парзненіда, атомов и пустоты. - у Демокрита, идеи и материи - у Платона, форт и материи - у Аристотеля. С помощью этих двух начал философы пытались объяснить бытия мира и человека, и второй важный момент: древнегреческие мыслители, как материалисты и идеалисты, были космістами, их взгляды были направлены на раскрытие тайн природы, космоса.
Учение о познании. Знать, за Аристотелем, - значит знать общее, потому что оно является першопочатком за своим бытием. Универсалии /категории/ структурируют хаос представлений /чувственную целостность/ на элементы и делают ее узнано. Аристотель определяет 10 основных категорий: сущность, количество, качество, отношение, место, время, состояние, оборудование, действие, страдания.
Аристотель - основатель /учредитель/ формальной логики. Он определил три основные законы логики:
1. Закон тождества:
2. Закон устранения противоречия;
3. Закон исключения третьего.
Величие Аристотеля заключается и в том, что он обобщил и систематизировал классическое философское наследие. Так, перипатетиками /название последователей Аристотеля/ были систематизированы около 200 имеющихся в то время государственных объединений - греческих полисов. Обобщение научно естественных знаний дано Аристотелем в трактатах "Физика "Метафизика" и др. В последнем впервые підкреслиться необходимость философии для конкретных наук /метафизика - это философия, которая существует более физикой/, В трактате Аристотеля "О душе" заложены основы психологии.
Учение о человеке и обществе. За Аристотелем проблемой человека занимается практическая философия, которая состоит из двух частей - этики и политики. Аристотель - основатель этики евдемонізму, согласно которой высшее благо человека - счастье /в отличие от этики - философии гедонизма наслаждения/. Счастливой человека делает благотворительность /арете/. Чем вищеарете, тем полнее счастья. Аристотелем определяются два вида благотворительности: этические /как середина между человеческими недостатками; например, мужество, как середина между отчаянием, трусостью/ и интеллектуальные.
Человек - это общественное животное, наделенное душой и политическим сознанием. Лучшее государственное объединение - это полис. Окончательная цель полиса - счастливая жизнь. Лучший строй - это правление лучших аристократов, Аристотель считал естественным отношение "раб - хозяин", но рабами должны быть не эллины, а варвары.



Назад